Галерея работ.

 

Сальвадор Дали ( 1904 - 1989). Сальвадор Хасинто Фелипе Дали Доменек Куси Феррес родился 11 мая 1904 г. в Фигерасе . Он стал вторым ребенком Сальвадороа Дали старшего . Первый родился 21 октября 1901 г. Его тоже назвали Сальвадором Дали . Однако , в возрасте двадцати одного месяца он умер от простуды . Существуют и другие версии смерти Дали - первого ( в частности менингит от удара отца во время одной из вспышек гнева ) , но они не подтверждены . Родители так и не смогли оправиться от случившейся трагедии , и говорили про мертвого ребенка постоянно .

Позже Дали считал , что его проблемы , так же как и триумфы происходили из этой предродовой трагедии . Он , в частности , писал : " Все те эксцентричности , которые я совершаю - это трагическая повседневность моей жизни . Я хочу доказать самому себе , что я - вовсе не мертвый брат , а живой " . Мать часто брала маленького Сальвадора на кладбище , чтобы тот увидел могилу брата , чем Дали был глубоко встревожен и выведен из равновесия .

Его отец дон Сальвадор Дали и Куси был нотариусом и довольно таки влиятельной фигурой в городке . В Фигерас он привез свою жену Фелипу , ее мать и младшую сестру жены Каталину , которую вся семья называла просто тетя . В 1907 г. родилась сестра Дали Ана Мария , которая после смерти матери стала его идеализированной женщиной , так что в течение нескольких последующих лет брат и сестра росли , будучи очень близки друг другу . В последствии Дали очень сильно намекал на некоторую разновидность пробно - исследовательских отношений , которые продолжались вплоть до 1925 г . Эти отношения могли бы объяснить ожесточенность Аны Марии , ее неприязнь к Гале , длившиеся до самой смерти последней . Дали часто писал сестру , и до 1929 г. она была его единственной женской моделью .

Талант Дали проявился очень рано . Еще в возрасте четырех лет он начал рисовать на скатертях , затем на своей детской кроватке . В шестилетнем возрасте Дали мечтал стать поваром , а в семилетнем - Наполеоном . В школе Дали не отличался прилежностью и умом - его интересовали совсем другие вещи и весьма странные . Например , большое влияние на мальчика произвел его первый учитель - тоже человек с весьма странными наклонностями . Он показывал Дали разные странные вещицы ( мумифицированную лягушку , висящую на нитке , какие - то медицинские инструменты и др . ) , что в последствии нашло свое отражение в его картинах . Одной из странностей Дали был страх перед кузнечиками , который не оставил его до самой смерти . Одноклассники пользовались этим постоянно , и у Дали случались припадки истерии , так что преподаватели даже запретили упоминать при нем кузнечиков . Замученный и сбитый с толку очень часто юный Дали искал убежища в мечтаниях и грезах . Он начал изобретать то , что потом назовет ложными воспоминаниями . На самом деле Дали всегда осознавал различие между действительностью и фантазией , и мог погружаться в них по своему желанию , мог сознательно переключаться с действительности на фантазии .

После года учебы в школе Дали не научился ничему : не умел ни писать , ни читать , и отцу пришлось отправить сына в Коллегию братств христианских школ , которую Дали посещал до 1915 г. Более всего Дали любил одиночество , а например в жаркие дни он садился в квадратную ванну , служившую для стирки белья , и изучал серию иллюстрированных монографий , которую ему подарил как - то отец . Постепенно , час за часом , он пришел к пониманию многих картин . Именно там , в бывшей прачечной Дали в возрасте десяти лет нарисовал свою первую настоящую картину , названную им Пейзаж . Она была написана на деревянной доске первыми масляными красками . Но наиболее поучительным и многозначительным является происхождение той аморфной формы , которая впервые появилась в Великом мастурбаторе ( 1929 ) и фигурирует на многих последующих картинах . Когда Дали было шесть лет на берег рыбацкой пристани недалеко от Кадакеса вынесло кита , и мальчик видел это неприятное зрелище . Постепенно родители Сальвадора смирились с тем , что их единственный сын вечно бывал не таким , как все . Дали же , напротив , наслаждался , что является предметом полемики и споров : " Действительно ли он безумен ? Или же он вовсе не безумен ? " . Дали начал приходить к убеждению , что любые аномальные проявления , происходившие где - то рядом , автоматически приписывались ему .

Со смертью матери закончилось и детство Дали , которое его родители окрестили " каменным периодом " . 1921 г. Студенчество В мае месяце Дали отправился в Мадрид поступать в Специальную школу изящных искусств . Отец стремился обеспечить сыну разумный надзор и контроль , и с этой целью он поселил Дали в Студенческую резиденцию , которая была детищем Института свободного обучения . Там поселилось около 130 студентов , живших в маленьких дортуарах . Именно там и произошло знакомство , переросшее в многолетнюю дружбу еще с двумя великими гениями Испании XX века : Луисом Бунюэлем и Федерико Гарсией Лоркой . Сначала Дали очень увлекся учебой , но скоро школа его полностью разочаровала , т.к. Дали считал , что старые профессора , усыпанные почестями , ничему не могут его научить . В ту пору Дали был робким и молчаливым , он мог работать целыми днями , обходясь без еды . Однажды его комната оказалась открытой , и несколько студентов случайно увидели , чем тогда в тайне от всех занимался Дали . Они никак не ожидали , что Дали может быть художником - кубистом .

Признанным лидером компании был Лорка , который прибыл в Мадрид для изучения философии , но вскоре переключился на литературу . Со своими темными сияющими глазами он обладал магнетизмом , против которого устоять могли лишь немногие . Вначале сопротивление Дали по отношению к Лорке возникало не потому , что он боялся его сексуальности , - Дали был слишком невинен в эмоциональном и половом смысле , чтобы понять точный характер интересов Лорки . Его сопротивление складывалось из некой непреклонной решимости быть независимым и не подчиняться никому другому . В свои восемнадцать лет Дали оставался простоватым и совершенным подростком с виду . Компания Дали , в свою очередь трактовала его как сочетание маленького мальчика и безумца . Однако Дали постоянно использовал свою застенчивость так же , как в последующие годы станет использовать усы - как отвлекающий фактор , за спиной которого - его неповторимая индивидуальность .

В 1922 г. о Дали как о живописце узнала и Барселона : там Дали представил восемь картин на выставке в галерее Далмау . На втором году обучения отношения Дали с профессорами испортились окончательно , и его исключают , а точнее , на год отстраняют от занятий . Дали возвращается в Фигерес . Осенью он опять в Мадриде , в Ресиденсии . Постепенно усугублялись отношения с Лоркой . Лидерство Лорки сменилось тем , что они стали на равных . Ко времени страстной недели они сделались настолько близкими , что Дали просит Лорку присоединиться к его семейству на пасху . Они уезжают в Кадакес . Лорка почувствовал , что попал в сказочный край , написав " О , оливы Кадакеса , о , как вы чудесны ... " . Он влюбился в Дали . В Кадакесе они плавали на лодке , устраивали пикники , а вечерами Лорка читал всем свою пьесу " Мариана Пинеда " . Дали начинает писать портреты Лорки , и тот в последующие три года заменяет Ану Марию в качестве модели Дали . Кадакес так и остался на всю жизнь для Лорки идеальным воспоминанием о его поездке в Каталонию , а время , проведенное Дали в Фигересе позже было названо годами Лорки . 1928 г. Париж Дали начал планировать перебраться на постоянное жительство в Париж , т.к. считал , что дорога к успеху ведет через Париж . Он хотел быть подальше от семейства , от Испании , и от всего того , что он начал воспринимать как упадочное мышление . К 1928 г. Дали идет на осознанный разрыв с Лоркой . Он считает , что Лорка старомоден , а его поэзия прикована к старой поэзии , и это в век машин и моторов ! Он пишет другу довольно оскорбительное письмо , и с того момента они не будут встречаться почти семь лет .

В Париж Дали приехал в одиночку и ни от кого не завися . Первый ( после Бунюэля ) , с кем встретился в Париже Сальвадор был Миро . Они поужинали в ресторане , и перед уходом Миро посоветовал Дали : " Ты должен обзавестись приличным костюмом . Нам надо будет появляться в обществе " . Но славе еще только предстояло обрушиться на Дали . Правда ему удалось продать одну картину : Первый день весны . Следующее лето Дали планировал провести в Кадакесе , рисовать новые полотна и готовиться ко второму и , как он надеялся последнему возвращению в Париж . Дали вдруг понял , что ему нужно пойти на полный разрыв с отцом , оставить позади детство и приступить к серьезной самостоятельной жизни . Эта проблема казалось неразрешимой : Дали стал проявлять признаки очень серьезного нервного расстройства . Кто мог тогда вытащить его из непростого положения , в которое он попал ?

Этим кем - то стала Гала . Гала Ее настоящее имя Елена Делювина - Дьяконова . Она родилась в Казани и была на десять лет старше Дали . Гала росла болезненной девочкой , есть даже основания предполагать , что в детстве она страдала от неизвестной психической болезни . В семнадцатилетнем возрасте Гала заболела туберкулезом , и ее отправили на лечение в Швейцарию . Именно там Гала познакомилась с будущим мужем Полем - Эженом Гринделем , изменившим в последствии фамилию на Элюар . Их свадьба состоялась в 1917 г. , а спустя год у Галы рождается дочь Сесиль . Элюар очень любил живопись , и благодаря богатому отцу имел возможность покупать работы Пикассо и Миро . Супруги знакомятся с немецким художником Эрнстом , работы которого произвели большое впечатление на Элюара . Между Галой и Эрнстом завязывается роман , причем не только с пассивным согласием , но и с активным участием Элюара . Либеральное отношение к сексу Галы служили причиной того , что она была в числе немногих женщин , которых всерьез воспринимали сюрреалисты , а треугольник Гала - Элюар - Эрнст не препятствовал продолжению супружества . В 1929 г. ее роман с Эрнстом подошел к концу, и Гала стала чувствовать себя нуждающейся в каком - то другом художнике . Необходимо было найти гения , способного , ко всему прочему , еще и зарабатывать много денег .

Какое же было место Галы в одиноком мире Дали ? Был ли это союз ради удобства или денег ? Скорее да . Но было и нечто большее : Гала завладела Дали в самом чистейшем духовном смысле . Роль Галы была всегда пассивной . Она вдохновляла художников . Тогда даже говорили , что если художник достиг чего - то неординарного - значит он имел любовную связь с Галой . Их первая встреча произошла в Кадакесе , куда Гала приехала вместе с мужем и дочерью . Затем начались ухаживания Галы за Дали - среди скал и оливковых рощ . Апогеем их стал момент , когда Дали набрался смелости и спросил у Галы , чего же она хочет от него . Она ответила : " Убей меня " . И по словам Дали , которого и в самом деле посещали подобные мысли , это " тайное " желание их обоих вылечило от безумия . Но Дали еще не был готов променять свое одиночество на новообретенную любовь . Он проводил Галу обратно в Париж и , возвратившись домой , воскликнул : " Наконец - то один ! " . В последствии в автобиографии Дали напишет , что " ... если головокружительные завихрения и повороты убийственных импульсов моего детства действительно исчезли из моего воображения навсегда , то мое желание одиночества и моя потребность в нем оказались слишком долгими и упорными , чтобы от них можно было исцелиться . Я хотел знать , что Гала жива и реальна , но время от времени все - таки нуждался в том , чтобы побыть в одиночестве " .

В скором времени Дали снова посетил Париж , сумел продать несколько картин на выставке Гоэманса , и они с Галой отправились на Лазурный берег . Там , в небольшом отеле они провели два месяца , в течение которых Дали " познавал и вкушал любовь с тем самым умозрительным фанатизмом , какой вкладывал в работу " . Но была ли у них физическая близость ? Вряд ли . Скорее можно предположить , что Дали получал удовольствие от мастурбирования , в то время , как его второе я наблюдало за ним . Все эти два месяца Дали провел за изучением женского тела Галы , о чем он потом также сообщит в автобиографии .

А что же Элюар , законный муж Галы ? Его попросту бросили и оставили на попечение ребенка Галы , к которой она никогда не питала материнских чувств . К тому времени Элюар смирился со связью Галы и стал жить с бездомной проституткой , которую из жалости подобрал на улице . И тем не менее Гала регулярно писала ему нежные и страстные письма .

Лето 1930 года можно назвать высшей точкой раннего сюрреалистического периода Дали . Именно в этот период Дали создает полотно , которое впоследствии принесет ему всемирную славу : Постоянство памяти . Тогда же он написал и во многом пророческую картину Кровавые розы . На ней изображена молодая женщина , у которой из ее матки произрастают розы . А пророческой она стала через два года : у Галы была удалена матка . 1934г. Метаморфоза нарцисса Дали приближался к тридцати годам . Его живопись созрела , а он сам приобрел уже довольно значимую популярность , но поведение по - прежнему было ребяческим . Он никак не мог обойтись без Галы , которая устраивала все его дела : искала новых заказчиков , готовила еду и продолжала вдохновлять Дали . К 1933 году Дали стал проявлять огромный интерес к Гитлеру ( это нашло отражение в нескольких его полотнах ) , чем отдалил от себя других сюрреалистов . Сам Дали писал так : " Мне часто снился Гитлер в облике женщины . Его плоть , которую я воображал себе белее белого , восхищала и очаровывала меня " .

Надо заметить , что в то время Дали интересовал также и Ленин . Вот , что он сам говорил по этому поводу : " И Ленина и Гитлера я рисовал на основе сновидений . Аморфно искаженные ягодицы Ленина не несут в себе ничего оскорбительного , а служат лишь вернейшим доказательством моей преданности сюрреализму " .

В конце 1934 года Дали и Гала впервые решают отправиться в Америку . В ноябре они отплыли из Испании на лайнере " Шамплен " . В Америке , под покровительством богатых друзей , Дали удается продать двенадцать картин по очень высоким ценам . Там же он прочел пять лекций , причем одна из них " Сюрреалистические картины , параноидные образы " состоялась в Музее современного искусства . Дали смутил и запутал всю аудиторию , когда сначала показал слайды с гравюр XVII века , на которых были представлены образы , присутствовавшие на некоторых его картинах , а затем признался , что : " Я первый , кого удивляют , а часто и до ужаса пугают те экстравагантные образы , которые я вижу появляющимися с роковым постоянством на моих холстах ... Тот факт , что сам я непосредственно в момент рисования своих картин ничего не знаю об их смысле , вовсе не говорит о том , что указанные образы лишены всякого смысла ... " .

Помимо живописи Дали постоянно занимался любой другой работой в области искусства , естественно с сюрреалистическим уклоном , которая могла не просто сделать его знаменитым : Дали мечтал , чтобы весь мир 24 часа в сутки произносил одно лишь его имя . Дали занимался , например оформлением интерьеров . Он создал такие эффектные и из ряда вон выходящие вещи как диван - губы , шляпа - туфля , напольная лампа в форме бокала для шампанского и многие другие . По возвращению в Европу Дали приступил к крупной работе , тема которой созревала в нем на протяжении нескольких лет . Это было полотно Метаморфоза Нарцисса вместе с сопровождавшей его поэмой того же названия , которая усиливала воздействие картины и объясняла ее . Вот строчки из письма Дали , написанного сразу же по окончании Нарцисса : " ... поскольку это земля подземных анемонов ... то вообще не существует никаких отдельных картин ; имеется только одна , которую ты продолжаешь писать всю жизнь на разных холстах ... " . Отсюда приходит понимание всей живописи Дали . Он сам подтверждает , что когда пишет картину , то в действительности делает фильм на основе своих подсознательных и сознательных мыслей . И тот факт , что его картины ни в коем случае не являются параноико - критическими , а в намного большей степени - сознательно автобиографичны , не вызывает никакого сомнения . Пейзаж его детства - вот тот постоянный фон , на котором в красках и на полотне разыгрываются драмы его жизни . И точно также бывает в кинофильме . Дали не придерживается хронологии - он свободно перемещается во времени и пространстве .

1940 Военные годы Дали всю свою жизнь ужасно боялся любого насилия , поэтому начинавшаяся война заставила его и Галу в спешном порядке оставить Испанию и Францию , где остались Элюар с дочерью Галы Сесиль . Надо сказать , что дочь никогда не беспокоила Галу - она просто не была нужна своей матери . О жестокости Галы свидетельствует и тот факт , что когда во время бомбежек и голода в Париже Сесиль продала несколько оставшихся у нее на хранении картин Дали , Гала впоследствии устроила настоящий скандал , вылившийся в их окончательный разрыв . Кроме того , Дали , с детства прекрасно разбиравшийся в политике , осознавал , что сейчас надо создать себе такой образ , который позже будет благоприятно воспринят в верхах власти Испании . Так что хотел он этого или нет , но постепенно начал становиться франкистом .

Чтобы не связывать никоим образом с войной , ее тяготами и лишениями , супруги отправляются снова в Америку , которая станет для них пристанищем почти на много лет . В Штатах Дали познакомился с Эдвардом Джеймсом - миллионером , который не только покупал себе картины известных мастеров , но еще был и покровителем многих из них . Он очень помог Дали устроиться в Америке , делал его персональные выставки , а кроме всего прочего - Джеймс и Дали стали любовниками ( начало этим отношениям было положено еще в 1936 году ) . Однажды Гала даже устроила Дали сцену ревности , но вовремя подаренные ей драгоценности , сразу же решили все : Гала вмиг забыла про все свои обиды .

В 1941 году Дали получил предложение о проведении его первой ретроспективы в Музее современного искусства . Там впервые был выставлен : Сон - мягкий , растекающийся портрет Бунюэля , а также и новая версия картины : Мед слаще крови . Известный критик написал тогда , что Дали затмевает собой всю экспозицию . Эта выставка ознаменовала собой конец Дали - сюрреалиста . Нужны были новые идеи и мысли , которых , к счастью у Дали всегда было в избытке . Уже после выставки Дали объявил себя " классиком " . Однако он сам вовсе не планировал стать очередным заурядным художником XX века : дело тут в том , что он переживал кризис , присущий его возрасту и его времени . Дали не мог предположить тогда , что минует много лет , прежде чем он сможет возвратиться в родные места , окунуться в свой каменистый ландшафт , который уже стал его своеобразной религией . Дали оказался теперь каталонцем без отечества , женатый на русской и живущий в стране , которую он презирал . В своем романе " Скрытые лица " Дали писал об Америке так : " Ее плоды лишены аромата , ее женщины не ведают стыда , а мужчины лишены чести " . Дали очень тосковал по дому . Будучи очень энергичным , Дали занялся исследованием нового направления в своей живописи . Подтверждением тому может служить картина : Воскрешение мертвых , начатая им в 1940 году , а законченная в 1945 . Надо пояснить , что Дали вступал в такой возраст , когда смерть становится уже не абстракцией , хотя и отдаленной , но действительностью . И он начал пугаться смерти : " ... в конце концов дело это как - то утрясется , или же ко мне придет вера , или наука сумеет продлить жизнь ... или научатся делать глубокое охлаждение ... Я не могу согласиться с полным исчезновением моей личности " . Про вышеназванную картину Дали рассказывал , что это Толедо , сбор капуцинов в день воскрешения мертвых , Судный день , когда золото , власть , мысли , любовь и смерть - все они подвергаются оценке перед лицом жизни . Дали будет возвращаться к этому полотну постоянно , она станет для него своеобразным дневником , где он фиксировал свое отношение к войне .

1945 Меланхолия ... Жизнь супругов Дали в Америке была довольно комфортной . Они обосновались в отеле Сент - Реджис , который стал их постоянным жилищем . Их обычный день начинался очень рано , они завтракали , потом Гала отвозила Дали в мастерскую , где он работал с утра до вечера , не покладая рук . События августа 1945 года шокировали Дали , а вместе с тем дали ему новую пищу для творчества , каким станет серия картин , основанная на расщеплении атома . Первая из них : Меланхолия , атомно - урановая идиллия , затем последуют Три сфинкса Бикини ( Бикини - это атолл в Тихом океане , где проводились ядерные испытания ) , Апофеоз Гомера и др . Однако как бы много Дали не рассуждал о том , что за классицизмом будущее живописи , все равно сюрреализм или некая его специфическая разновидность по - прежнему присутствовал на всех его картинах на протяжении всего 1945 года .

В 1946 году Дали оказался поглощенным другим большим проектом , на сей раз связанным с именем Уолта Диснея , который планировал привлечь художника к работе над короткометражным фильмом , который рассказывал небольшую любовную историю . Дисней хотел объединить мультипликацию и игру живых актеров . После подписания контракта , проект был передан молодому художнику Джону Хенчу , который должен был контролировать работу Дали . Дали ему запомнился совершенно нормальным человеком , не соответствующим его публичному имиджу . Как - то Дали признался ему : " Различие между мной и сумасшедшим состоит в том , что сумасшедший обитает в своеобразном мире фантазий - он живет в комнате , расположенной по соседству с действительностью . Когда я захожу в эту комнату , то знаю , где я теперь нахожусь ; при этом я оставляю дверь открытой . По настоящему сумасшедший человек не может выбраться оттуда - для него та дверь навсегда заперта " . К сожалению , мир так и не увидел Дали в качестве соучастника и создателя собственного кино : после трех месяцев работы Дисней посчитал , что этот фильм не будет иметь коммерческого успеха и свернул проект . Однако Дали и Дисней остались хорошими друзьями . В середине сороковых годов Дали знакомится с известнейшим фотографом Филиппом Гальсманом . Из их сотрудничества стоит упомянуть известную фотографию под названием " Дали атомный " . На ней в подвешенном состоянии замер Дали , его мольберт и рисуемый им предмет . В результате после пяти часов работы и двадцати шести обливаний холодной водой кошек получился шедевр , который потом включили в пятьдесят великих фотографий первой половины столетия . О тяжкое тело мое! - вскричал человекоцветок ...

Настал 1948 год : Дали и Гала вернулись в Европу . Сначала во Францию , а затем и в Испанию . Отец Дали стал настоящим стариком . Домом стала заправлять Ана Мария . Она превратилась в старую деву , живущую одними воспоминаниями . К тому времени Сальвадору было сорок четыре года , а Гале - пятьдесят пять . Дали выглядел сильным , симпатичным и уверенным в себе . Гала была уже не та , что прежде , но хотела выглядеть неотразимой . Надо сказать , что удавалось ей это здорово . Их отношения продолжались так долго и постоянно воспевались в картинах Дали , что новое высшее общество в послевоенной Европе , с готовностью приняло их в качестве супругов . Что касается Дали , то перед ним встала новая проблема : как не казаться устаревшим - ведь для нового поколения сюрреализм был всего лишь историей , а будущее все видели в абстрактном экспрессионизме . Сестра Дали никогда не любила Галу , да и с братом они сильно отдалились . Ана Мария написала книгу о своем брате , которая называлась " Сальвадор Дали , увиденный глазами сестры " , в которой описывала Сальвадора ,как вполне нормального , приятного подростка и юношу , подверженного время от времени вспышкам пылкости , но живущего в дружбе со своим семейством . В нем никогда не наблюдалось признаков гениальности , равно и никаких мрачных наклонностей . Дали , увидев эту книгу пришёл в ярость , потому что сестра разрушила его имидж , над которым он работал все предыдущие годы .

К началу пятидесятых годов Дали стал относится к этой книге более философски , но разрыв между ним и его семьей оказался полным и окончательным . Пятидесятые годы В 1959 году Дали и Гала обустроились в своем новом доме в Порт - Льигате . Однако Каталония послевоенная сильно отличалась от той страны , которую Дали покинул много лет назад . Дали по - прежнему оставался до мозга костей каталонцем , но ему пришлось стать союзником Франко , чтобы можно было продолжать заниматься живописью , не боясь репрессий со стороны правых сил . Отец Дали умер в сентябре 1950 года , так и оставшись полностью отстраненным от собственного сына . Дали в это время был в Париже , и он не застал отца живым . Дали теперь писал значительно меньше картин , чем прежде и преимущественно в Порт - Льигате : там было очень тихо и спокойно - ничего другого ему не требовалось . Пятидесятые годы были периодом оживленной деятельности для Дали , который искал собственный выход из того , что он рассматривал как тупик модернизма , и свой путь к другим средствам , которые могли бы лучше отразить наступивший атомный век , одновременно не уходя от традиций . В эти годы Дали много выставлялся . Это были : выставка в парижской галерее Берггрюана , в Лондоне , Нью Йорке , а также стоит упомянуть его лекционное турне по Америке . Дали приближался к пятидесятилетнему возрасту , а Гале уже было за шестьдесят , что не мешало ей совершать практически ежедневные поездки со здешними рыбаками , во время которых Гала устраивала пикники и занималась любовью . Дали всегда потворствовал нимфомании Галы , но из за ее постоянных отлучек , Дали был предоставлен самому себе .

Та психическая близость , которая существовала между ним и Галой в течение прошлых двадцати пяти лет , постепенно подходила к концу . Однако Дали отказывался верить в это и постоянно уверял себя в лояльности и преданности Галы . Конец пятидесятых годов оказался очень продуктивным для творчества Дали . В эти годы он создает такие шедевры как : Тайная вечеря и Открытие Америки Христофором Колумбом , а также вместе с Пикассо Дали становится наиболее известным художником в мире . Тогда еще он был в состоянии контролировать свои поступки и постоянно находился на грани разума и безумия . Однако последние три десятилетия он и его наигранные странности стали чудовищно разрастаться и вышли из под контроля , так что линии между клоунадой и истиной неизбежно начали стираться , а его сюрреалистические выходки стали в итоге подлинной жизнью Дали .

Музей и Галюциногенный торреро В 1961 году Дали решает создать собственный музей в заброшенном городском театре . Сам он сказал по этому поводу : "Я - художник в высшей степени театральный , кроме того ... это здание стоит перед церковью , где меня крестили ... " . Дали мечтает установить в разбитые рамы огромные фотографии своих картин , а внутри - заполнить музей репродукциями ( эта идея исходила от Галы ) . К тому времени странности Дали начали достигать своего апогея . Ему требовались огромные площади , а также бесчисленное множество людей , которые становились участниками его экстравагантных шоу : на одну ночь снимались целые дворцы , которые Дали наполнял карликами и трансвеститами . Дали совершал экскурсии по устроенным им самим вечеринкам , переходя из одного помещения в другое и наблюдая в каждом из них все новые живые картины различных вариантов совокуплений .

Гала никогда не присутствовала на этих оргиях . Она отыскивала своих молодых людей в других местах . Гала приближалась к семидесяти , была утомлена постоянной заботой о Дали и хотела вести свою , отдельную жизнь . Для этой цели Дали реставрировал для нее старый каталонский замок , расписал его фресками и предоставил полную свободу действий . Однако , не смотря на все это , Дали продолжал превозносить Галу , как бы всегда памятуя о прошедших счастливых годах совместной жизни .

К концу шестидесятых годов Дали стал писать совсем мало , но это были огромные полотна , в основном покупаемые известными миллионерами . Так в 1970 году он закончил известное полотно : Галюциногенный торреро , задуманный в магазине художественных принадлежностей , где он увидел коробку карандашей " Венера " . Дали нашел также для себя новую область исследований : он начал восторгаться трехмерным искусством . Почти мистическая вовлеченность Галы в творчество Дали превратилось с годами в угрюмое безразличие . Она игнорировала его во всем , только не в умении делать деньги .

Здоровье Дали , всегда отменное , стало расшатываться : в 1974 году он страдал от грыжи и неприятностей с простатой . Дали очень похудел , а лицо покрылось коричневыми пятнами , да так , что он сам начал было думать , что заболел раком кожи . Чуть позже Дали обратится за помощью к психоаналитику доктору Румегеру . Вот , что пишет тот в одной газетной статье : " Правда состоит в том , что у Дали больше нет никакого желания жить . Ему семьдесят шесть лет . Он недавно сказал Аманде Лир , своей музе : " Я разрешаю себе умереть " . Не вызывает сомнения , что у него болезнь Паркинсона , но то , что происходит с ним теперь - это самое настоящее автосамоубийство , причем просто потому , что Гала больше не проявляет озабоченности по его поводу .Вы должно быть слышали про таких младенцев , которых из - за войны или серьезного заболевания оказываются отделенными от своих матерей и сами по себе умирают с тоски и горя . Это как раз то , что происходит сейчас с Дали " .

Всадник - смерть В 1982 году Гала поскользнулась , выходя из ванны и сильно ушибла бедро . У нее также имелись серьезные повреждения кожи , так что неминуемо пришлось ложиться в больницу . Дали посетил ее лишь однажды , затем отказался возвращаться в больницу и даже слышать любые новости про нее . Гала стала для него тем кошмаром разлагающейся плоти , который всю жизнь часто преследовал его , особенно ночью . В эти последние дни жизни Галы к ней приехала дочь Сесиль , но Гала отказалась ее видеть . Она умерла 10 июня . К этому времени ей было восемьдесят девять лет . По свидетельству очевидцев , Дали вел себя как всегда и сказал , что Гала вовсе не мертва и вообще никогда не умрет . Гала навсегда останется загадкой , несмотря на многочисленные портреты Дали . Тем не менее она была не столько музой Дали , сколько его импресарио , матерью , которую он потерял , сестрой , которую он возжелал , и единственной возможной женой для человека его характера и его наклонностей . Вот что скажет потом сам Дали : " Гала смогла достичь той степени зрелости и отчаяния , которая позволяла ей в полной мере чувствовать реальность моей трагедии и давала возможность мгновенно вступать в контакт с самыми тайными закоулками моего " я " и даровать мне потоки ее лучистой энергии , делая это почти медиумически . Через нее я причастился к рыданиям жизни " .

После смерти Галы жизнь Дали стала серой , все его безумие и сюрреалистические забавы ушли навсегда . Он в одиночестве бродил по комнатам их дома , бормотал бессвязные фразы о счастье и о том , какая Гала была красивая . Он ничего не рисовал , а только часами сидел в столовой , где были закрыты все ставни . Через месяц после смерти Галы Хуан Карлос , король Испании удостоил Дали Большого креста Карла III и титула маркиза . Дали теперь просил всех называть его маркиз Дали де Пубол ( место , где была захоронена Гала ) . К 1983 году настроение Дали улучшилось , и он снова смог рисовать . В то время он писал маленькие холсты размером не более 90 х 70 см . Он сидел в столовой на табурете и всегда работал при искусственном освещении . Все его последние картины в основном скучные , это - чисто графические работы , такие как например : Котлета и напарник - китайский краб и Ласточкин хвост . Основную часть времени Дали теперь проводил в кровати , лежа в темноте , плача и ожидая смерти , которая придет лишь пятью годами позже .

В 1987 году Дали начал иссякать морально и физически . Посетители больше не приходили увидеть его ( большая часть его друзей уже умерло ) , и он казался пребывающим в состоянии между сном и явью . В ноябре 1988 года Дали положили в клинику с диагнозом сердечная недостаточность . Последний раз он вернулся в Фигерес 14 декабря , а 23 января 1989 года Сальвадор Дали скончался в клинике , куда его поместили , потому что сердце отказывалось работать . Его тело забальзамировали , согласно завещанию , и в таком состоянии оно пролежало неделю в музее в Фигересе . Дали похоронили там же , где он жил - в центре сцены небольшого провинциального театра , который он превратил собственным волшебством в свой Театр памяти . С его местом упокоения связана последняя насмешка : его могила находится в точности над женским туалетом . Под сценой в стену вмонтирована простая мемориальная доска , на которой записано его полное имя и титул вместе с датами рождения и смерти... При составлении этой биографии были использованы материалы : 1. M . Etherington - Smith " The persistence of memory : A biography of Dali " 1993 2. I . Gibson " The shameful life of Salvador Dali " 3. R . Descharnes " Salvador Dali ... " 1984 A . Rodrigo " Lorca - Dali : una amistad tradicionada " , 1981