Гойя.

Галерея работ.

Франциско Хосе де Гойя - и - Лусиентес родился 30 марта 1746 года в местечке Фуэндетодос , которое находится в Арагоне . Его отец был простым человеком , он зарабатывал на жизнь шлифованием металлов , а мать Гойи донья Грасиа Лусиентес была из аристократической семьи . Гойя не получил никакого гуманитарного образования , учится живописи в Сарагосе в мастерской известного в те времена художника Лузана . Ремеслу Гойя обучится плохо , поэтому он никогда не сможет преодолеть некоторой неуверенности в себе . Сарагоса в те времена была богата средневековыми памятниками , там царила художественная атмосфера , поэтому многие художники постоянно приезжали в этот удивительный город . Там Гойя обрел своих первых , и по настоящему преданных друзей , в числе которых стоит выделить Мартина Сапатера - и - Клаверия .

Тем не менее , развитие Гойи шло очень медленно . Одаренностью он никогда не отличался ( когда он приедет в Мадрид для работы над серией картонов для гобеленов , за его плечами еще не будет ни одной работы , которая хотя бы немножко напоминала нам Гойю ) .

В молодости Гойя отличался большой силой , свидетельством чему могли стать постоянно проходившие в те времена небольшие сражения между городами и провинциями за автономию , из которых Гойя всегда выходил победителем .

В 1759 году на престол взошел Карл III . Этот монарх известен тем , что он предпринимал титанические усилия , чтобы поднять в стране искусство , которое он считал очень важным фактором для процветания страны . В то время в Испании не было сколь нибудь выдающихся художников , что побудило Карла III пригласить иностранцев : Рафаэля Менгса и Джованни Тьеполо . Впоследствии эти люди сыграют для Гойи большую роль .

В Мадриде Гойя находился примерно до 1766 года , а покинул его из - за случившегося любовного романа , коими изобиловала его жизнь : Гойю попросту избили , и чтобы вылечиться и скрыться от своих недоброжелателей , Гойя уезжает в Италию , в Рим . Точных данных о его пребывании в Риме не так много . Известно , что Академия в Парме присудила Гойе вторую премию за картину о Ганнибале , а также сохранились многочисленные легенды и истории , передаваемые из уст в уста . Согласно одной из них , Гойя предавался любовным утехам на протяжении всех месяцев , проведенных в Италии , а однажды даже пробрался ночью в монастырь , чтобы похитить полюбившуюся ему девушку . За это Гойя чуть было не поплатился жизнью . Сохранились также сведения , что один выходец из России , довольно знатный вельможа , пытался переманить Гойю в Петербург , однако Гойя не принял этого предложения .

В 1771 году Гойя возвращается на родину , в Сарагосу , где ему заказывают фреску с потолка Эль Пилар . Этот цикл фресок , а также его работы в другом Картезианском монастыре говорят , что Гойя был сильно подвержен влиянию упомянутого Тьеполо , а выражалось это в некоторой нарядности его стиля . Это были довольно ординарные работы , не представляющие какого - либо интереса . В 1773 году Гойя женился на сестре своего товарища Хосефе Бейэу , а в 1784 году у них рождается сын Франсиско Хавьер .

Постепенно жизнь Гойи налаживается, он начинает вращаться в самом аристократическом обществе и завязывает дружбу с крупными интеллектуалами того времени . Как - то в письме другу Гойя писал об аудиенции у короля , сообщая , что не смог скрыть " всех почестей , которые , благодаря Богу , он получил от короля ... " . В 1780 году Гойю избрали в Академию Сан - Фернандо , спустя пять лет он становится проректором , а уже к 1786 году Гойя получает звание придворного живописца , что гарантирует ему безбедное существование .

В 1789 году новый король назначает Гойю художником Палаты , что в те далекие времена давало право на вход во дворец . С 1776 по 1791 год Гойя получает много заказов и работает на фабрике гобеленов . В 1778 году Гойя исполняет несколько офортов с картин Веласкеса , которые в графическом отношении входят в число наиболее совершенных работ , сделанных художником за всю жизнь . Свои взгляды на искусство Гойя выразил однажды в записке , поданной им в церковный совет в связи со ссорой со своим зятем : " Честь художника очень тонкого свойства . Он должен изо всех сил стараться сохранить ее чистой , т.к. от репутации его зависит все его существование . С того момента , когда она запятнана , счастье его гибнет навсегда " .

Русский биограф Стасов довольно резко высказывал свое отношение к творчеству в те годы Гойи . Цикл его работ Стасов назвал " ложно галантерейными " . " Нам , русским , это все уже только смешно и жалко " - писал Стасов .

К концу века Испания благодаря реформам Фелипа V и умного Карла III ожила от мрачного средневековья . Изменились и нравы испанского общества . Работы Гойи , которые многие называют " шпалерными картонами " несут в себе счастье , они пронизаны молодостью и силой , которой в те года у Гойи было хоть отбавляй . В 1788 году Гойя написал один из своих шедевров , изобразив народное гулянье в долине Мансанареса . К этому времени можно отнести ряд очень жизненных портретов Гойи : портрет Карла III , Карла IV , портрет семьи дона Луиса - Антона и др .

Большая перемена в творчестве и в жизни великого живописца начала происходить , когда ему уже было 46 лет . В 1792 году будучи в Севилье Гойя заразился неизлечимой болезнью и потерял слух . Из жизнелюбивого художника Гойя превратился в злобного старика , а последующие годы станут для него настоящим кошмаром . До нас дошла история о том , что однажды Гойя очень хотел услышать музыку , и для этого он приложил руки к струнам спинета и попросил сыграть ему . Естественно , Гойя ничего не услышал , и это еще больше повлияло на его душевное состояние . Правда через несколько лет его состояние улучшилось настолько , что в 1795 году его избирают директором школы живописи Академии Сан - Фернандо . Гойя пробыл на этом посту два года , а затем был отправлен в отставку .

В то время Испания переживала много бед , связанных , в частности с королем Карлом IV , добродушным , но ленивым и ограниченным человеком . Достаточно посмотреть несколько полотен Гойи в то время , чтобы с достоверностью утверждать : в Испании в конце века творилось нечто недоброе и странное . Если не знать , кого изображал художник , то трудно догадаться , что это великие испанские гранды , позировавшие годами раньше Веласкесу . Надо сказать , что вся Европа переживала глубокий кризис . Это были годы , когда возрождалась черная магия , все повсеместно увлекались колдовством , появилось множество разнообразных сект .

В самом конце XVIII века Гойя принялся за труд , который в большей степени способствовал его славе . Речь идет о " Капричос " . Сначала они были набросаны карандашом для друзей Гойи , но потом в в 1797 - 1799 годах первые экземпляры " Капричос " появились в печати . По своим сюжетам " Капричос " делятся на небольшие сценки , в которых участвуют самые разные персонажи : элегантные кавалеры , приговоренные к смерти преступники , цирюльники , контрабандисты . В них можно прочитать нападки на лень и невежество монахов , которые не нужно расценивать как религиозное свободомыслие Гойи . Это было характерно для того времени , когда просвещение коснулось Испании . В целом , " Капричос " - это фантазии на злободневные темы , иногда вызванные досадой на окружающее художника безобразие .

В те же годы Гойя исполнил роспись небольшой церкви Сан - Антонио де ла Флорида в Мадриде , а также ряд прекрасных портретов , пожалуй лучших за все годы его работы . Его фрески исполнены с большой любовью , а наиболее знаменит среди них купол , в котором Гойя изобразил святого францисканца , который воскрешает мертвого среди изумленной толпы .

Начало нового тысячелетия в истории Европы связано с именем Наполеона . В Испанию Наполеон сажает на трон своего брата , и только к 1813 году Фердинанд VII возвращается на престол . Гойя попадает в опалу , т.к. в свое время он поддержал Наполеона и радовался приходу того к власти . Однако тщеславный Фердинанд вскоре " простил " Гойю , понимая , что Гойя одаренный живописец , который может принести ему славу и почет . Гойя снова приближен ко двору .

В 1815 году Гойя подвергся преследованию инквизиции за " Обнаженную маху " , и на некоторое время оставляет живопись . Будучи уже в преклонном возрасте , Гойя начинает работать над " Глупостями " - своей последней серией гравюр .

В 1819 году Гойя приобрел сельский дом в окрестностях Мадрида , известный как " Вилла глухого " . Там он украшает стены своего жилища картинами кошмаров . Наиболее известна стена под названием " Сатурн - пожирающий своего сына " . Через несколько месяцев после разгрома второй испанской революции 1819 - 1823 гг . и казни ее вождя Риего , Гойя уезжает во Францию .

Умер Гойя во Франции , в Бордо 16 апреля 1828 года . Он скончался на глазах своих друзей , видимо от радости того , что должна была состояться его встреча с сыном . Гойя был похоронен на кладбище Гранд Шартрез . В 1899 году Франция передала прах великого художника Испании .