ШУМ ВРЕМЕНИ. ИНКВИЗИЦИЯ

От создателей (авторы)

Гонсалес Гальего - испанец, пишущий по-русски

Вино в Испании

Архив путешественника

Рецепты от Шефа

Шум времени

Искусство показа Барселоны

Испанский язык

Великие испанцы

Музыкальная шкатулка

Архитектура Испании

Лион Фейхтвангер: отрывок из романа "Гойя"

Калейдоскоп

Спортивная жизнь

Туристам на заметку

Грохот орудий

 

Фотоальбом

Танцуй, Испания

Ссылки

...Моя библиотека

Вы находитесь на сайте Александра Хохлова "Моя Испания" http://souvorova.narod.ru
Письмо автору

ИНКВИЗИЦИЯ

История инквизиции ... Словарь инквизиции ...Процессы инквизиции ...Хронологические факты

Аутодафе Аутодафе Аутодафе Дело Алонса Санчеса
Аутодафе Аутодафе Аутодафе   Дело Алонса Санчеса
 
Орудия инквизиции Инквизиция Торквемада Сжигание книг Санбенито
Орудия инквизиции Инквизиция Торквемада Сжигание книг Санбенито

Инквизиция возникла из-за того, что католическая церковь стала утрачивать свою силу, а также терять верующих. Были также и материальные причины (например, поддержка доносчиков и палачей, борющихся с инаковерующими). В Испании, кроме того - это была ненависть к евреям, т.к. евреи были весьма заметны в обществе и богаты; помимо этого правители мавров выказывали евреям всяческое расположение, чего обычные испанцы редко видели по отношению к себе. Напоследок стоит заметить, что евреи были известны как практикующие магию, что по тем временам шло вразрез с устоями церкви. В Испании точной даты основания святой инквизиции не известно: одни исследователи предлагают считать годом основания трибунала 1484, поскольку к этому году учреждения инквизиции уже вполне оформились, для других ориентиром служит булла 1483 года, в которой папа назначил инквизитором Томаса де Торквемаду, третьи - и вовсе указывают еще более ранние даты. В 1224 году инквизиция существовала уже в Италии под ведением доминиканских монахов. Это подтверждается узаконением Фридриха II, опубликованным в Падуе против еретиков 22 февраля двенадцатого индикта, что соответствует указанному выше году. Закон этого императора гласил, что еретики, осужденные Церковью и преданные ею светскому правосудию будут наказаны соответственно их преступлению; если боязнь казни приведет кого - либо из них к воссоединению с Церковью, он будет подвергнут канонической епитимьи и заключен пожизненно в тюрьму ; еретики , вернувшиеся в лоно церкви , обязуются отправляться на поиски других виновных , пока их не обнаружат ; произнесший отречение от ереси в смертный час, а затем вторично впавший в нее по выздоровлении одинаково будет подвергнут смертной казни; преступление оскорбления Божия величества сильнее преступления оскорбления величества человеческого ; так как Бог наказывает детей за грехи отцов , то и дети еретиков , до второго поколения , будут объявлены неправоспособными к занятию общественной должности и пользованию почетом , исключая детей , сделавших донос на своих отцов , который в силу этого должны считаться невинными. В 1232 году в силу буллы Григория IX в Испании была принята первая инквизиция . Том начали преследовать еретиков на основании общих узаконений уголовного права , которые были применены к частному преступлению ереси на Веронском , Римском и Тулузском соборах , согласно с другой буллой того же папы . В следующем году к этому кодексу были прибавлены новые статьи , и на этой базе Таррагонский собор 1242 года установил для испанских инквизиторов особые правила , которые можно назвать первоначальной и подлинной инструкцией святого трибунала испанской инквизиции . Вот самые основные моменты производства дел в трибуналах : n Когда священник получал от папы назначение на должность инквизитора , он писал об этом королю. Государь выдавал ему вспомогательную королевскую грамоту , обязывающую все трибуналы городов , через которые инквизитор должен был проезжать для выполнения своих обязанностей под страхом строжайших наказаний , доставлять ему всякую помощь : арестовывать всех лиц , на которые он укажет как на еретиков или подозреваемых в ереси ; посылать их в назначенные места и подвергать наказаниям , к которым он их приговорит ; n когда инквизитор прибывал в город , где предполагал приступить к деятельности , он официально извещал об этом начальника города . Комендант города представлялся посланному инквизицией и давал клятвенное обещание выполнять все законы против еретиков . Если этот чиновник отказывался повиноваться , инквизитор прибегал к отлучению его от Церкви ; n затем инквизитор назначал праздничный день , приглашал главу города вместе с народом в церковь , проповедовал там и объявлял жителям налагаемое на них обязательство доносить на еретиков , а затем велел прочесть указ , которым повелевалось , под страхом отлучения от Церкви , сделать в предписанный срок указанные доносы ; n после этого инквизитор объявлял , что лица , виновные в ереси , которые до предания их суду и до истечения льготного времени сами явятся для обвинения себя , получат отпущение и должны будут подвергнуться лишь легкой канонической епитимьи , но если по истечении этого срока ( обычно месячного ) они дождутся , что на них поступит донос , они будут преследуемы по всей строгости закона ; n если в этот льготный промежуток времени поступали доносы , они записывались в особую книгу . Им , однако , не давался ход до тех пор , пока не видно будет , не явится ли оговоренный по собственному почину ; n по истечении срока вызывали доносчика и объявляли , что для открытия истины имеются три способа судопроизводства : обвинение , донос и инквизиция . Его спрашивали , какому он отдает предпочтение . Если он указывал на первый , его приглашали для обвинения оговоренного , но предупреждали , чтобы он подумал о грозящем ему возмездии , если он окажется клеветником . В первые времена инквизиции не существовало прокурора , обязанного обвинять подозреваемых лиц ; эта формальность выполнялась словесно инквизитором после заслушания свидетелей ; сознание обвиняемого служило обвинением и ответом . Если обвиняемый признавал себя виновным в одной ереси , напрасно уверял он , что он не виновен по отношению к другим ; ему не разрешалось защищаться , потому что преступление , за которое он был предан суду , было уже доказано . Его спрашивали только , расположен ли он сделать отречение от ереси . Если он соглашался , то его примиряли с Церковью . В противном случае он объявлялся упорным еретиком и предавался казни . Если обвиняемый отрицал обвинение , ему выдавали копию судебного дела ; но этот документ был неполным : в нем были опущены имена доносчиков и свидетелей , а также те обстоятельства , которые помогли бы ему их обнаружить . Вначале папы предоставляли на усмотрение инквизиторов допускать или отказывать в этом сообщении обвиняемым ; но большое количество досадных случайностей заставило верховных первосвященников запретить их раз и навсегда . Впрочем , обвиняемые ходатайствовали об этом редко , потому что при этом не допускалось отвода ни по какому другому мотиву , кроме сильной вражды . Обвиняемому также разрешалось апеллировать к папе относительно действий трибунала и принятых инквизитором мер . В инквизиционном трибунале не было правильного ведения дела , и судьи не определяли срока для установления улик . После ответа и защиты обвиняемого приступали без отсрочки и без всякой формальности к разбору дела инквизитором . Если обвиняемый отрицал преступление , хотя и был в нем уличен , его подвергали пыткам . Отречения происходили в том самом месте , где инквизитор устроил свою резиденцию , иногда в епископском дворце , в монастыре доминиканцев или в самом помещении , занимаемом инквизитором . Но обыкновенно это происходило в церквях , служащих для аутодафе . В воскресенье , предшествующее этому своего рода торжеству , во всех церквях города объявляли день , когда оно должно было состояться , и предлагали жителям присутствовать на проповеди , которую инквизитор должен был произнести о католическом учении . В назначенный день духовенство и народ собирались вокруг эстрады , где обвиняемый в легком подозрении помещался стоя , с обнаженной головой , чтобы быть у всех на виду . Служили мессу , и инквизитор , прервав божественную службу после чтения апостола , произносил проповедь против ересей , которые были причиной церемонии этого дня . После сильного их порицания он заявлял , что тот , кого видят на эшафоте , находится в легком подозрении во впадении в эту ересь ; чтобы доказать это всем , инквизитор сообщал о действиях , составляющих содержание процесса , и кончал свое сообщение словами , что виновный готов сделать отречение и что для этого отданы все нужные распоряжения . После этого обвиняемому подносили крест и Евангелие и заставляли его читать свое отречение , которое он должен был подписать . Затем инквизитор давал ему отпущение , примирял его с Церковью и накладывал наказания и епитимьи , которые считал полезными . Когда подозрение в ереси было очень сильное , в воскресенье или праздничный день устраивалось аутодафе . В этот день не позволялось произносить проповеди ни в одной церкви , чтобы стечение народа было наибольшим . Виновного предупреждали , что в случае нового впадения в ересь он будет казнен . Отчет о вменяемых ему действиях и словах читался секретарем , а инквизитор возвещал , что осужденный расположен просить примирения с Церковью . Если виновный был заподозрен в крайней степени , с ним обращались как с еретиком : его заставляли носить в церкви одежду кающегося , сделанную из обыкновенной материи темного цвета , с нарамником без капюшона и двумя нашитыми крестами из желтого сукна ; каждый крест имел три ладони в длину и две в поперечнике . При этом соблюдались те же церемонии , какие совершались при допущении к примирению формального еретика . Если обвиняемый был нераскаянным еретиком , он присуждался к релаксации . Но никогда не доводили дело до аутодафе , не попробовав в течение долгого времени обратить его и привести к единению с католической Церковью всеми средствами , которые могла внушить опытность в этом деле . Его сажали в тюрьму , но допускали родных и друзей , чтобы те беседовали с ним , а также сам епископ и инквизитор приходили к обвиняемому и убеждали его вернуться в лоно Церкви . Хотя он выражал в своем упорстве самое сильное желание поскорее быть сожженным , инквизитор на это никогда не соглашался ; наоборот он удваивал доброту и кротость , удалял все , что осужденному могло внушать ужас , и старался уверить его , что , обратившись , он избегнет смерти , лишь бы только он снова не впал в ересь , что и бывало в действительности , так как накануне аутодафе релаксация заменялась пожизненным тюремным заключением . Если несчастный еретик был рецидивистом , то напрасно он объявлял о своем решении вернуться к вере ; ему было невозможно избежать смертной казни ; единственною милостью , которую ему оказывали , было избавление от мук костра : после исповеди и причастия его удушали руками палача и бросали в огонь его труп . Приговоры , выносимые инквизиторами , налагали на виновных штрафы и личные наказания : полная или частичная конфискация имущества , пожизненное или временное тюремное заключение , изгнание или ссылка , бесчестие , потеря должности , почестей , звания и т.д. Виновные , которые делали отречение как тяжко заподозренные в ереси , никогда не приговаривались к пожизненному заключению - срок этого наказания был ограничен . Если подозрение было очень сильно , обвиняемый присуждался к тюрьме до конца своих дней , но инквизиторы могли сократить этот срок , когда опытность позволяла им верить , что узник раскаивается полностью . Если же предметом отречения была формальная ересь , то назначалось непременно пожизненное заключение . Среди наказаний надо считать наказанием ношение одежды кающегося , известной в Испании под названием санбенито , что является искажением слова saco bendito ( благословенный мешок ) . Настоящее его название по - испански было самарра . Первое название сделалось общенародным , потому что со времен евреев мешком называли покаянную одежду . До XIII века обычно освящали мешок , который должны были носить лица , присужденные к публичному покаянию , и это дало мешку название благословенного . Еретик , присужденный к произнесению отречения , являлся публично в церковь каждое воскресенье и каждый праздник в одежде кающегося и с розгами в руках , чтобы между чтением Апостола и Евангелия священник бил его ими , сообщая всему народу то прегрешение , за которое кающийся был приговорен к этому наказанию . Кроме того , его лишали употреблять мясо и всех прочих животных продуктов в течение остатка его дней , а также обязывали соблюдать посты три раза в год , не позволяя питаться рыбой , а только травами и овощами . Таким образом питание его было сведено к хлебу , воде и фруктам . Брат Филипп де Барберис , инквизитор королевства Сицилии , прибыл в Севилью в 1477 году , чтобы получить от Фердинанда и Изабеллы подтверждение дарованной в 1233 году императором и королем Фридрихом II сицилийской инквизиции привилегии , в силу которой инквизиторы вступали в обладание трети имущества осужденных еретиков . Изабелла подтвердила эту привилегию в Севилье 2 сентября 1477 года , а Фердинанд сделал это в Херес - де - ла - Франтера 18 октября того же года . Барберис из рвения к интересам папы и в качестве должностного лица инквизиции постарался убедить короля , что христианская религия извлечет большие выгоды из святого трибунала благодаря страху , который внушали ее судебные приговоры . Альфонсо де Охеда , приор доминиканского монастыря в Севилье , горячо советовал учредить в Испании святую инквизицию против христиан , которые отпадали от веры , чтобы вернуться к иудаизму . Тогда начали распространять молву , что во многих местах королевства новохристиане вместе с некрещеными евреями издеваются над иконами Иисуса Христа и даже распинают христианских детей . Фердинанд V был особенно расположен принять инквизицию . Она ему представляла легкую возможность увеличить свои сокровища посредством конфискации громадных богатств , принадлежащих евреям , и тем самым получить преимущество перед другими королями для исполнения своего намерения о помощи папе . Единственным препятствием был отказ королевы Изабеллы ( в связи с мягкостью ее характера ) . Однако , Изабелла поддалась представлениям своего совета и поручила своему послу Франсиско де Сантильяну , епископу Осмы , ходатайствовать от ее имени перед римской курией о булле для учреждения в Кастильском королевстве трибунала инквизиции . Интересно , что население королевства Кастилия с таким недовольством встретило учреждение у них инквизиции , что когда инквизиторы прибыли в Севилью и показали свои мандаты и королевский приказ , им оказалось невозможно собрать небольшое число людей и получить другие средства , в которых они нуждались , для того , чтобы приступить к исполнению своих обязанностей . Инквизиторы учредили свой трибунал в доминиканском монастыре Св . Павла в Севилье , и 2 января 1481 года был обнародован первый акт их юрисдикции в виде эдикта , объявлявшего , что на основании дошедшего до них сведения об эмиграции новохристиан ( они переселились на земли герцога Медина - Сидонии , маркиза Кадиса и некоторых других частных владельцев , т.к. воспротивились вслед за другими жителями Севильи к принятию инквизиции ) они повелевают маркизам , графам , грандам Испании и другим дворянам Кастильского королевства схватить их в двухнедельный срок , выслать беглецов под конвоем в Севилью и наложить секвестр на их имущество. Средства , столь пригодные для умножения числа жертв , не могли не произвести ожидаемого от них эффекта . Поэтому трибунал начал вскоре свои жестокие экзекуции . 6 января 1481 года он приказал сжечь шесть осужденных , 26 марта того же года семнадцать , 4 ноября - двести девяносто восемь . Большое количество осужденных вынудило префекта Севильи построить на поле , называемом Таблада , постоянный каменный эшафот , известный впоследствии под названием Кемадеро ( площадь огня ) и на котором воздвигались четыре большие каменные статуи четырех пророков . Среди мероприятий , к которым привело новое рассмотрение буллы от 2 августа 1483 года , надо считать декрет , предписавший инквизиции принять форму постоянного трибунала , с главой , которому были подчинены все инквизиторы вообще и каждый из них в отдельности . Эта должность была предоставлена Томасу Торквемаде . Торквемада создал сначала четыре подчиненных трибунала - для Севильи , Кордобы , Хаэна и Вилья - Реаля . Четвертый трибунал был вскоре перенесен в Толедо . Затем Торквемада позволил доминиканцам приступить к исполнению их обязанностей в различных епархиях кастильской короны . Тем временем Фердинанд создал королевский совет инквизиции , законным и пожизненным председателем его назначил главного инквизитора . Эта организация предоставляла советникам право решающего голоса во всех делах , подсудных гражданскому праву , и только совещательного голоса в делах , принадлежавших церковной власти , которую , в силу апостолических булл , был облечен один Торквемада . Торквемада поручил своим двум асессорам составить основные законы для управления нового трибунала . Он созвал общее собрание , составленное из инквизиторов четырех учрежденных им трибуналов , из своих двух асессоров и из королевских советников . Эта хунта произошла в Севилье , и 29 октября 1484 года под именем инструкций на ней обнародовали первые законы испанской инквизиции ( дабы совсем не навести скуку , я не буду вдаваться в подробности этих законов ) . Томас де Торквемада умер 16 сентября 1498 года . На основании старинных рукописей можно говорить , что в первый год инквизиции в Севилье сожгли две тысячи человек и семнадцать тысяч подверглись публичному покаянию . Историк того времени Андрес Бернальдес пишет , что с 1482 по 1489 год в Севилье было сожжено семьсот человек и более пяти тысяч подверглись епитимьям . В 1524 году на здании севильской инквизиции поместили надпись , из которой явствует , что со времени изгнания евреев , происшедшего в 1492 году , до этого года было сожжено около тысячи человек и более двадцати тысяч было присуждено к епитимьям . Усердие Торквемады не ограничивалось преследованием людей : он гнал и книги , например в 1490 году он велел сжечь несколько еврейских Библий , а впоследствии более шести тысяч книг на аутодафе в Саламанке , под предлогом того , что они были заражены иудаизмом или пропитаны колдовством . Интересный факт истории : почти за сорок лет до этого другой доминиканец , по имени брат Лопе де Барриентос , духовник кастильского короля Хуана II , уничтожил библиотеку дона Энрике Арагонского , принца королевской крови , невзирая на высокое положение этого вельможи , который был родственником короля . Кстати , этот священник в награду за издевательство над кузеном был назначен епископом Куэнсы . Не следует удивляться , что инквизиция не останавливалась перед тем , чтобы преследовать ученых , чиновников и святых : ведь она даже не страшилась нападать на государей , принцев и грандов . Подробнее об этом , а также о важнейших датах истории инквизиции Испании вы можете ознакомиться в следующих разделах . Также там вы найдете краткий " словарь " слов и выражений языка святого трибунала .


***

Используйте "Выбор страницы" для перемещения по разделам "Шум времени":