Пикассо, 1885. Пикассо и Хохлова.. Пикассо. Пикассо. Пикассо, 1970.
<
/div>

Галерея работ

8 Декабря 1880 года дон Хосе Руис Бласко сочетается законным браком с Марией Пикассо Лопес в церкви Апостола Иакова в Малаге . Хосе Руис в то время являлся помощником преподавателя в классе рисунка в областной художественной школе , а также числился хранителем местного Художественного музея . Предки дона Хосе были из Кастилии , и , в силу своего знатного происхождения , освобождались от уплаты королевских и местных налогов еще в средние века . О донье Марии известно очень мало , а сам художник старался о ней не говорить . Интересно , что Пикассо взял именно фамилию матери , хотя это итальянская фамилия . Сам он однажды признался , что ему понравилось двойное " с " , редко встречающееся в испанских фамилиях . Пикассо много писал свою мать , например в 1896 году - небольшая работа 18 на 12 см , а также в 1923 году . Особенно стоит упомянуть этот портрет доньи Марии . Пикассо будет хранить его у себя до самой смерти . На нем овдовевшей донье Марии под семьдесят , она в темном , но седые волосы подобраны как и в далеком 1896 году . Она как и прежде живет в доме на улице Мерсе в двух шагах от Школы изящных искусств , ради работы в которой ее покойный муж был вынужден перебраться в Барселону . Она была умной и тактичной женщиной , слепо верила в судьбу и талант сына , хотя никак не соприкасалась с искусством . Донья Мария умерла за две недели до взятия Барселоны франкистами , другими словами , умерла вместе с республиканской Испанией , олицетворением которой в глазах всего мира был ее сын .

Пабло Руис Пикассо родился 25 октября 1881 года . У него уже с малых лет проявился незаурядный талант , и первым , кто это заметил - был его отец . Хотя он умер , так и не поняв , что его сын гениальный художник , он не мог не обратить внимания на все чрезвычайные обстоятельства , которыми изобиловала жизнь Пикассо . Мальчик начал рисовать с шести лет , он делал сначала карандашные наброски , а потом и акварельные . Увидев их , отец в один прекрасный день вручил Пикассо свою палитру и кисти со словами : " Сын мой , больше я ничему не могу тебя научить " .

В конце 1890 года семья переезжает в Ла Корунью , потому что в Малаге закрывается Художественный музей . Через некоторое время отец семейства , где теперь уже трое детей - Пабло , Лола и Кончита ( которая умрет спустя пять лет ) - им соответственно девять , шесть и три года , получает место преподавателя рисунка в городе Ла Корунья . Там Пабло заканчивает среднюю школу и поступает в учебное заведение , где преподает отец .

Пикассо блестяще учился , и в тринадцать лет был зачислен на старший курс Школы изящных искусств ( очень консервативного заведения ) , что свидетельствует об исключительной одаренности Пикассо . В пятнадцать лет Пикассо , по настоянию отца , пишет " Науку и милосердие " , картину , которая приводит в восхищение даже далеких от искусства людей . Кстати , дон Хосе послужил моделью для врача на картине сына .

В 1899 году состоялась первая персональная выставка работ Пикассо в артистическом кафе Четыре кота ( которое закроется спустя четыре года ) .

В период с 1901 по 1904 год Пикассо пишет серию картин , сходных по стилю , а этот период будет в дальнейшем назван голубым ( розовым назовут период с 1904 по 1906 год , а кубизмом - с 1907 по 1917 год ) . К этому периоду относятся , например полотна : " Старый гитарист " , " Жизнь " , " Старый нищий с мальчиком " и другие .

Очень интересен анализ голубого периода Пикассо , который провел Карл Густав Юнг . С точки зрения психолога образный ряд художника начинает отражать символику , которая обозначала у древних греков подземный мир бессознательного . По мере того , как Пикассо углубляется в этот мир бессознательного , отказываясь от мира разума , цветовая гамма его картин темнеет : в ней начинают преобладать краски , которыми было окутано царство мертвых у древних греков .

Пикассо предпринимает две попытки переехать в Париж , но оба раза возвращается обратно в Барселону : это были необдуманные решения , принятые наспех . Однако теперь , в январе 1904 года Пикассо рассчитывает на поддержку своего парижского друга скульптора Пако Дурио и начинает строить планы окончательного побега , все больше укрепляясь в правильности своего решения и 12 Апреля 1904 года Пикассо , с 300 франками в кармане отправляется в Париж .

В 1906 году Пикассо снова приезжает в Каталонию , но ненадолго . Понемногу художник начинает склоняться к кубизму ( это просматривается в его работах ) . В 1907 году Пикассо пишет одну из наиболее известных своих работ " Авиньонские девицы " . Картина называлась так потому , что художник жил рядом с борделем , находившемся на улице Авиньон , где Пикассо покупал краски . Постоянное присутствие смерти неизбежно привело Пикассо к " Авиньонским девицам " , а затем - к кубизму , искусству , которое потом обвинят в отсутствии гуманизма .

Однажды ( это произошло еще в конце века ) , в селении молнией убило старуху с внучкой , и местный врач предложил Пикассо зарисовать трупы , пока будет идти вскрытие . Ждали судебного врача , но он не приехал , поэтому вскрытие делал ночной сторож . Точно следуя указанию врача , он произвел трепанацию черепа , перепачкав руки в крови и не переставая улыбаться пьяной улыбкой . Решимость оставила Пикассо , и он быстро уходит оттуда . Возможно это происшествие наложило отпечаток на художника и привело к тому , что спустя несколько лет Пикассо начал писать человеческие головы в кубистской манере . И может быть поэтому , закончив " Гернику " в 1937 году , художник несколько месяцев подряд , как одержимый , рисует отделенные от тела человеческие головы .

Летом 1917 года Пикассо приезжает в Барселону к матери и знакомит ее со своей будущей женой - русской балериной Ольгой Хохловой . Ольга на десять лет моложе Пикассо и утверждает , что она дворянка . От этого брака у них родится сын Поль . Надо сказать , что у Пикассо всегда было много женщин , которых он располагал по иерархии . На его взгляд женщина , не являвшаяся матерью не вполне состоялась как женщина ( известны , например его язвительные замечания в адрес Доры Маар , не родившей ему ребенка ) . Зато Ольга Хохлова даже после развода осталась для Пикассо матерью в высшем смысле , т.к. Пикассо был в ее жизни первым мужчиной . Согласно этим суждениям , Поль стоял на ступень выше Майи , Паломы и Клода , поскольку был рожден в законном браке . Когда в 1935 году родилась Майя , ее назвали Марией Консепсьон в честь Кончиты , умершей в детстве сестры Пикассо . Майю записали как дочь неизвестного отца , после чего художник согласился быть ее крестным ! Палома и Майя родились , когда художник был еще женат на Ольге Хохловой , но Клоду и Паломе он дал свою фамилию , что не помешало им в 1970 году порвать с ним отношения , после того как их иск в качестве наследников был отклонен .

В 1920 - е годы у Пикассо налаживаются контакты с сюрреалистами . В эти годы он пишет очень много полотен , среди которых " Обнаженная в кресле " , " Купальщица " , " Женщина в красном кресле " , " Распятие " и многие другие . В 1935 году несколько объединившихся сюрреалистов , в числе которых были Андре Бретон и Поль Элюар выпустили первый номер " самого красивого журнала по искусству " , который назывался Минотавр .

Минотавра сюрреалисты почитали за то , что видели в этом чудовище " противоестественного , сверхчеловеческого и сверхреального " . Пикассо же любил Минотавра за его " человеческую , слишком человеческую натуру " . Образ Минотавра Пикассо вынашивает уже начиная с 1927 года - на одной из картин художника появляется полуобнаженный человек , который корчится в кресле . В том же году он еще раз рисует бычью морду - на фоне человеческих ног . Сам Пикассо говорил , что в " искусстве не существует ни прошлого , ни будущего " . В 1934 году Пикассо пишет серию офортов " Минотавр " , но гораздо интереснее представляются работы " Слепой минотавр " . Создавая образ Минотавра , в котором соединились бык , сам Пикассо и его покойный отец , художник не боится углубиться в вечную тему , чтобы вынести приговор этому полубогу , который в некотором роде являлся его вторым я . Принципиальное значение в серии " Слепой Минотавр " имеет образ девочки - поводыря , которой должна быть Кончита , его умершая сестра . Во второй гравюре девочка прижимает к груди голубя , любимую птицу дона Хосе . И теперь эта девочка ведет дона Хосе , отошедшего в мир иной , на встречу с Пикассо , к той зыбкой грани , которая разделяет эти два мира .

Мировая слава пришла к Пикассо в 1931 году , когда произошло главное событие парижского сезона : ретроспективная выставка работ Пикассо , открывшаяся летом в Галерее Жоржа Пети . Впервые художнику удалось собрать вместе 236 полотен , написанных им на протяжении последних десятилетий . Последний раз в жизни Пикассо сам сгруппировал свои работы и проследил за тем , как и куда они будут развешаны . Накануне выставки Пикассо очень волновался и обошел один за другим все залы и внимательно осмотрел все картины . К тому времени Пикассо уже был художником с именем и у него были все непременные атрибуты приличествующие этому положению : личный автомобиль , костюмы , сшитые самыми известными модельерами , породистые собаки и даже замок в Нормандии . Однако , главным событием середины тридцатых годов безусловно можно считать полотно " Герника " , написанное Пикассо в 1937 году .

Полотно " Герника " считается самой значительной работой Пикассо за всю его жизнь . В " Гернике " художник выразил свое негодование по поводу того , что нацисты стерли с лица земли деревню точно под таким же названием . Антифашистские взгляды Пикассо были всем хорошо известны , но только однажды за все время оккупации Парижа , фашисты явились в мастерскую художника . Именно во время этого визита в ответ на вопрос одного гестаповца , который увидел " Гернику " : " Это вы сделали ? " - Пикассо ответил : " Нет , это вы сделали " . Тем не менее , Гитлер очень высоко ценил дар Пикассо .

Все основные элементы " Герники " уходят корнями в испанскую почву . Истоки этой картины можно увидеть в полотне Гойи " Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года " , но одновременно в ней преломились и глубоко личные впечатления художника , нарисовавшего на стене мансарды Сабартеса ( Жауме Сабартес - его друг с 1899 года , а с 1935 года - его секретарь и биограф ) " бычий глаз " : " Герника " - работа многоплановая : это выражение политических взглядов в самый разгар гражданской войны в Испании и почти накануне Второй Мировой войны . Она является свидетельством художника об ужасах этой эпохи , которое ставит его в один ряд с Гойей . И хотя Пикассо прожил еще почти сорок лет , " Герника " останется его последним шедевром .

Описывая жизнь Пикассо я не старалась придерживаться точной цепочки всех дат и событий , а также перечислять всех женщин великого художника : для этой цели есть масса другой справочной литературы , да и к тому же это заняло бы слишком много места . Поэтому , дабы слишком не перегружать вас обилием информации , ниже я лишь остановлюсь на наиболее значительных датах в жизни Пикассо , которые не упомянула раньше .

1939 год - Пикассо назначен директором музея Прадо.

1943 год - Пикассо знакомится в Парижском ресторане с Франсуазой Жило и влюбляется в нее . Через четыре года у них рождается сын Клод , а еще через два года - дочь Палома.

1955 год - умирает Ольга Хохолова.

1957 год Пикассо пишет серию работ на тему Веласкеса под названием " Менины " . Всего же в те месяцы художник написал 45 работ , которые могут считаться вариациями на тему картин Веласкеса , а также серию " Голуби " , состоящую из 9 работ , три пейзажа , портрет жены художника , Жаклин Рок ( на которой он тайно женится в 1961 году будучи уже 80 - ти летним стариком ) , и картину " Пианино " . Серию " Менины " Пикассо передаст в дар барселонскому музею , носящему его имя в мае 1968 года .

30 июня 1972 года - Пикассо выполнит свой последний автопортрет цветными карандашами .

7 апреля 1973 года - не стало одного из самых выдающихся художников ХХ века . Пикассо прожил почти 92 года и оставил после себя более 80 тысяч полотен , рисунков и скульптур.