Франсиско де Сурбаран

Галерея работ

Франсиско де Сурбаран родился в Фуэнте де Кантос - это маленький городок в Эстремадуре . Художественные навыки он получил у севильского ремесленника , занимавшегося росписью скульптуры . Окончив обучение , Сурбаран возвратился в родные места , жил и работал в Льерене , а в 1628 году был приглашен на должность главного художника Севильи . Слава его при жизни была очень громкой . Творчество мастера сложилось под влиянием средневекового искусства, произведений нидерландских и итальянских мастеров , имевшихся в церквах и частных собраниях Севильи . Сурбаран знал и европейскую гравюру . В его картинах сильны отголоски деревянной пластики , столь распространенной в Испании . В целом , Сурбаран художник очень самобытный , с ярко выраженной индивидуальной манерой .

Сурбаран почти всю жизнь работал для монастырей Севильи и ее окрестностей . В XVII веке столица Андалусии стала самым богатым и оживленным городом Испании . Атмосфера города способствовала расцвету художественной жизни . Здесь любили танцы , музыку , театр ; церкви и монастыри отличались великолепным убранством . В Севилье быстро находили отклик новые веяния в искусстве . Они живо обсуждались в гуманистических кружках , которые назывались в то время Академиями . Со столицей Андалусии связан расцвет испанской живописи XVII столетия .

В 30-е годы севильский мастер часто обращался к героическим мотивам - они звучат и в его исторических полотнах , и в картинах на религиозные темы . К таким произведениям можно отнести "Св.Лаврентий" , написанный в 1636 году для монастыря св. Иосифа . По преданию , Лаврентий был первым дьяконом римской церкви . Враги заживо сожгли его на решетке . Сурбаран изображает святого с орудием пытки . Согласно сложившейся в Испании традиции , лицо святого индивидуализировано . Известно , что художник использовал здесь портрет монаха , написанный им в конце 20-х годов .

Пейзажный фон появляется в картинах Сурбарана только в 30-е годы . Интерес к сценам на открытом воздухе вообще характерен для испанских художников этого времени . В поздних работах мастера нарастает созерцательность , появляется настроение одиночества , тоски . Так , трагичная сама по себе тема "Распятия" приобретает у Сурбарана особую мрачную трактовку .

Сурбаран прожил достаточно долгую и интересную жизнь , и умер в Севилье в 1664 году .