В ГОСТЯХ У САЛЬВАДОРА ДАЛИ

 

Барельеф внутреннего дворика

Портрет Авраама Линкольна

Муза художника

 

Спальня великого гения

Музей Дали

Космический купол


Меня всегда притягивала личность этого великого человека. Я много читал о Сальвадоре Дали, долго изучал его биографию, видел его шедевры в Мадриде, Барселоне, любовался скульптурными композициями в Марбелье. Теперь настала очередь Фигераса, города, жители которого всегда недолюбливали художника. Они воспринимали его как эксцентричную и безумную фигуру и часто укоряли, что Дали никогда ничего не сделает для своего города. Это был и камень в огород Галы, которая часто во всеуслышание заявляла, что терпеть не может Фигерас. Однако, все обернулось иначе. Дали в 1974 году организовал здесь свой музей.

В 1849 году каталонский архитектор Жозеп Рока Брос спроектировал в Фигерасе здание городского театра, который впоследствии стал называться Музей Ампурдана. Дали стал уже известным художником, а в стенах музея не нашлось ни единого его полотна. Ситуацию следовало как-то решать, и за это взялся тогдашний мэр Фигераса Рамон Ровира, который обратился к Сальвадору с просьбой о пожертвовании для города. Дали думал недолго: в разрушенном театре непременно должен был быть музей. Его музей.

Несколько лет спустя в Мадриде Сальвадора Дали принимал сам Франко. Каудильо выразил живой интерес к музею и сказал: "Вы должны преобразовать его в Мекку западного
искусства" . В июне 1970 года Франко утвердил планы создания музея. Вообще же от первоначальной идеи музея до ее воплощения в жизнь прошло более 10 лет. Но так или иначе 23 сентября 1974 года музей был торжественно открыт.

Театр-музей расположился на площади Аутаменто. Именно здесь родился Сальвадор. Позже по его настоянию площадь переименуют в площадь Гала и Сальвадора Дали. Здесь художник распорядится посадить оливковое дерево и воздвигнуть две статуи: поэтов и философов Каталонии Рамона Люля и Франческо Пуйоля.

Около фасада музея находится фигура водолаза в шлеме, что, по словам Дали, символизирует напоминание о "глубоком нырке в подсознание". На балконах располагаются женские фигуры, которые опираются на костыли и несут на головах батоны хлеба. Это символы Дали. Хлеб служит представлением святого причастия, а костыли символизируют смерть и воскрешение. Прежний зрительный зал теперь располагается под открытым небом. Это своеобразный внутренний дворик, в центре которого возвышается сюрреалистическая фигура Галы работы Эрнста Фухса и носящая название "Царица Эстер" и знаменитый кадиллак Сальвадора, который, как говорят, вначале принадлежал самому Аль Капоне. Позади автомобиля находится поднятая на большую высоту любимая лодка Галы, на которой она часто совершала небольшие путешествия в сопровождении молодых рыбаков и устраивала всякий раз любовные оргии с ними.

Сцена музея покрыта большим геодезическим куполом, или, как его часто называют, космическим. Идея этого купола возникла не сразу, но Дали считал, что именно этот купол будет концентрировать всю космическую энергию у себя в музее, который он обозвал "Кинетической часовней". Помимо купола отличительной особенностью музея являются знаменитые яйца, расположенные на крыше. Происхождение их связывают с разными историями, выдвигается много теорий. Вот, например, что пишет Д.Бона в книге "Гала-муза Дали" про новый дом Сальвадора в Порт Льигате, что тесно соприкасается вообще с ролью яйца в жизни этого "безумного гения": "Можно сказать, что Дали, единственный архитектор своей casa, хотел создать комнату для мифологических близнецов: здесь есть кровать Сальвадора и кровать Гала, как есть Поллукс и Елена или Кастор и Клименестра, брат и
сестра, родившиеся из двух яиц Леды. Для Дали Поллукс - это он, а Елена - Гала. Поллукс - потому, что он заменил Кастора, как и сам Дали - умершего брата; Елена - потому, что она самая прекрасная женщина в мире … и потому, что это и есть настоящее имя Гала. Елена и Поллукс - мечта о союзе братском и абсолютном, мечта о яйце, жаждущем слиться с другим яйцом. Это также мечта о союзе невозможном, инцесте между двумя существами, рожденными, чтобы любить друг друга и не имеющими права соединяться".

Вообще музей представляет собой лабиринт комнат, темных и разных по размеру, где можно заблудиться. Помимо его произведений, здесь можно встретить такие безумные вещи как биде из Борделя "Ле Шабане", софу розового цвета в форме губ Мэй Уэст, экстравагантную кровать в форме раковины, которую поддерживают четыре дельфина и
другие. По музею хочется ходить долго и не спеша анализировать каждую деталь интерьера. каждое полотно. Единственное, что очень сильно раздражает - огромное количество туристов всех возрастов и национальностей, которые суетятся, жестикулируют, постоянно фотографируют и комментируют увиденное, хотя сам Дали запретил в стенах своего музея давать оценку его творениям.

Дали похоронен в театре-музее. Он стал последним "экспонатом" своей Кинетической часовни, а его могила находится прямо над женским туалетом. Сейчас уже вряд ли кто ответит на вопрос: это совпадение или случайность ? Одно лишь можно сказать с уверенностью - случайностей в нашей земной жизни практически не бывает