Алонсо Гонсалес Берругете (1486/1490 - 1561)
Св. Себастьян |
Жертвоприношение Исаака |
Берругете |
Ева (Кафедральный Собор Толедо) |
Саломея |
Алонсо Берругете по праву считается одним из самых значительных скульпторов Испании первой половины XVI века. Он также занимался архитектурой и живописью. Алонсо родился в городе Паредес де Нава приблизительно в 1486 году (точная дата неизвестна). Его отец Педро Берругете в то время был известным живописцем, автором, например, таких произведений как три цикла картин из жизни Фомы Аквинского, Доминика и некоторых других для ретабло церкви Санто Томас в Авиле. Педро долгое время работал в Италии при дворе герцога Федериго де Монтефельтро, где расписывал знаменитую библиотеку герцога. Свои познания отец передал сыну, который вскоре также уехал в Италию, но на учебу.
В Италии Берругете пробыл до 1517 года. Значительную часть итальянского периода своей жизни Алонсо был учеником Микеланджело, постигая у великого мастера искусство ваяния и живописи. Впоследствии Берругете участвовал в создании ретабло гранадской капеллы вместе с Фелипе Бигарни, с которым он сотрудничал ранее в Сарагосе, а также значительно позже в Толедо.
По желанию Карла V Берругете должен был также украсить строгие стены капеллы пятнадцатью живописными композициями, но заказ не был осуществлен. Особое распространение в начале XVI века получили большие многофигурные композиции в алтаре -ретабло. Именно они составляют большую часть работ Берругете. Скульптор исполнил ретабло в капелле Архиепископской коллегии в Саламанке, ретабло "Поклонение волхвов" в церкви Сантьяго в Вальядолиде, ретабло в церкви Сантьяго в Касересе.
В этом жанре искусства трудно отделить скульптуру от архитектуры. Чтобы добиться гармоничного сочетания архитектурного оформления алтарной части - колонн. карнизов. сводов, заполненных рельефами, и круглой скульптуры. помещенной в архитектурную раму, надо было свободно владеть искусством и ваяния, и зодчества.
В Толедо Берругете выполнил несколько заказов архиепископа города Алонсо де Фонсеки. В большом ретабло церкви Святой Урсулы выделяется своей жизненностью группа "Встреча Марии и Елизаветы". Помимо алтарных образов, Берругете занимался мелкой пластикой - вырезал рельефы на креслах для священства в соборе Толедо, а также настенные барельефы. В 1561 году в церкви Сан-Хуан Батиста около Толедо Берругете изваял надгробие для кардинала Хуана де Таверны и спустя несколько недель в сентябре там же и скончался.
Эмоциональное
содержание скульптуры Берругете полвека спустя было подхвачено в живописи
обосновавшимся в Толедо знаменитым Эль Греко.