Торквемада Сжигание книг Санбенито Аутодафе Аутодафе
Аутодафе

Дело Алонса
Санчеса

Инквизиция

Орудия
инквизиции

История инквизиции.

Инквизиция возникла из - за того, что католическая церковь стала утрачивать свою силу , а также терять верующих . Были также и материальные причины ( например , поддержка доносчиков и палачей , борющихся с инаковерующими ) . В Испании , кроме того - это была ненависть к евреям , т.к. евреи были весьма заметны в обществе и богаты ; помимо этого правители мавров выказывали евреям всяческое расположение , чего обычные испанцы редко видели по отношению к себе . Напоследок стоит заметить , что евреи были известны как практикующие магию , что по тем временам шло вразрез с устоями церкви . В Испании точной даты основания святой инквизиции не известно : одни исследователи предлагают считать годом основания трибунала 1484 , поскольку к этому году учреждения инквизиции уже вполне оформились, для других ориентиром служит булла 1483 года , в которой папа назначил инквизитором Томаса де Торквемаду , третьи - и вовсе указывают еще более ранние даты . В 1224 году инквизиция существовала уже в Италии под ведением доминиканских монахов . Это подтверждается узаконением Фридриха II , опубликованным в Падуе против еретиков 22 февраля двенадцатого индикта , что соответствует указанному выше году . Закон этого императора гласил , что еретики , осужденные Церковью и преданные ею светскому правосудию будут наказаны соответственно их преступлению ; если боязнь казни приведет кого - либо из них к воссоединению с Церковью , он будет подвергнут канонической епитимьи и заключен пожизненно в тюрьму ; еретики , вернувшиеся в лоно церкви , обязуются отправляться на поиски других виновных , пока их не обнаружат ; произнесший отречение от ереси в смертный час , а затем вторично впавший в нее по выздоровлении одинаково будет подвергнут смертной казни ; преступление оскорбления Божия величества сильнее преступления оскорбления величества человеческого ; так как Бог наказывает детей за грехи отцов , то и дети еретиков , до второго поколения , будут объявлены неправоспособными к занятию общественной должности и пользованию почетом , исключая детей , сделавших донос на своих отцов , который в силу этого должны считаться невинными . В 1232 году в силу буллы Григория IX в Испании была принята первая инквизиция . Том начали преследовать еретиков на основании общих узаконений уголовного права , которые были применены к частному преступлению ереси на Веронском , Римском и Тулузском соборах , согласно с другой буллой того же папы . В следующем году к этому кодексу были прибавлены новые статьи , и на этой базе Таррагонский собор 1242 года установил для испанских инквизиторов особые правила , которые можно назвать первоначальной и подлинной инструкцией святого трибунала испанской инквизиции . Вот самые основные моменты производства дел в трибуналах : n Когда священник получал от папы назначение на должность инквизитора , он писал об этом королю. Государь выдавал ему вспомогательную королевскую грамоту , обязывающую все трибуналы городов , через которые инквизитор должен был проезжать для выполнения своих обязанностей под страхом строжайших наказаний , доставлять ему всякую помощь : арестовывать всех лиц , на которые он укажет как на еретиков или подозреваемых в ереси ; посылать их в назначенные места и подвергать наказаниям , к которым он их приговорит ; n когда инквизитор прибывал в город , где предполагал приступить к деятельности , он официально извещал об этом начальника города . Комендант города представлялся посланному инквизицией и давал клятвенное обещание выполнять все законы против еретиков . Если этот чиновник отказывался повиноваться , инквизитор прибегал к отлучению его от Церкви ; n затем инквизитор назначал праздничный день , приглашал главу города вместе с народом в церковь , проповедовал там и объявлял жителям налагаемое на них обязательство доносить на еретиков , а затем велел прочесть указ , которым повелевалось , под страхом отлучения от Церкви , сделать в предписанный срок указанные доносы ; n после этого инквизитор объявлял , что лица , виновные в ереси , которые до предания их суду и до истечения льготного времени сами явятся для обвинения себя , получат отпущение и должны будут подвергнуться лишь легкой канонической епитимьи , но если по истечении этого срока ( обычно месячного ) они дождутся , что на них поступит донос , они будут преследуемы по всей строгости закона ; n если в этот льготный промежуток времени поступали доносы , они записывались в особую книгу . Им , однако , не давался ход до тех пор , пока не видно будет , не явится ли оговоренный по собственному почину ; n по истечении срока вызывали доносчика и объявляли , что для открытия истины имеются три способа судопроизводства : обвинение , донос и инквизиция . Его спрашивали , какому он отдает предпочтение . Если он указывал на первый , его приглашали для обвинения оговоренного , но предупреждали , чтобы он подумал о грозящем ему возмездии , если он окажется клеветником . В первые времена инквизиции не существовало прокурора , обязанного обвинять подозреваемых лиц ; эта формальность выполнялась словесно инквизитором после заслушания свидетелей ; сознание обвиняемого служило обвинением и ответом . Если обвиняемый признавал себя виновным в одной ереси , напрасно уверял он , что он не виновен по отношению к другим ; ему не разрешалось защищаться , потому что преступление , за которое он был предан суду , было уже доказано . Его спрашивали только , расположен ли он сделать отречение от ереси . Если он соглашался , то его примиряли с Церковью . В противном случае он объявлялся упорным еретиком и предавался казни . Если обвиняемый отрицал обвинение , ему выдавали копию судебного дела ; но этот документ был неполным : в нем были опущены имена доносчиков и свидетелей , а также те обстоятельства , которые помогли бы ему их обнаружить . Вначале папы предоставляли на усмотрение инквизиторов допускать или отказывать в этом сообщении обвиняемым ; но большое количество досадных случайностей заставило верховных первосвященников запретить их раз и навсегда . Впрочем , обвиняемые ходатайствовали об этом редко , потому что при этом не допускалось отвода ни по какому другому мотиву , кроме сильной вражды . Обвиняемому также разрешалось апеллировать к папе относительно действий трибунала и принятых инквизитором мер . В инквизиционном трибунале не было правильного ведения дела , и судьи не определяли срока для установления улик . После ответа и защиты обвиняемого приступали без отсрочки и без всякой формальности к разбору дела инквизитором . Если обвиняемый отрицал преступление , хотя и был в нем уличен , его подвергали пыткам . Отречения происходили в том самом месте , где инквизитор устроил свою резиденцию , иногда в епископском дворце , в монастыре доминиканцев или в самом помещении , занимаемом инквизитором . Но обыкновенно это происходило в церквях , служащих для аутодафе . В воскресенье , предшествующее этому своего рода торжеству , во всех церквях города объявляли день , когда оно должно было состояться , и предлагали жителям присутствовать на проповеди , которую инквизитор должен был произнести о католическом учении . В назначенный день духовенство и народ собирались вокруг эстрады , где обвиняемый в легком подозрении помещался стоя , с обнаженной головой , чтобы быть у всех на виду . Служили мессу , и инквизитор , прервав божественную службу после чтения апостола , произносил проповедь против ересей , которые были причиной церемонии этого дня . После сильного их порицания он заявлял , что тот , кого видят на эшафоте , находится в легком подозрении во впадении в эту ересь ; чтобы доказать это всем , инквизитор сообщал о действиях , составляющих содержание процесса , и кончал свое сообщение словами , что виновный готов сделать отречение и что для этого отданы все нужные распоряжения . После этого обвиняемому подносили крест и Евангелие и заставляли его читать свое отречение , которое он должен был подписать . Затем инквизитор давал ему отпущение , примирял его с Церковью и накладывал наказания и епитимьи , которые считал полезными . Когда подозрение в ереси было очень сильное , в воскресенье или праздничный день устраивалось аутодафе . В этот день не позволялось произносить проповеди ни в одной церкви , чтобы стечение народа было наибольшим . Виновного предупреждали , что в случае нового впадения в ересь он будет казнен . Отчет о вменяемых ему действиях и словах читался секретарем , а инквизитор возвещал , что осужденный расположен просить примирения с Церковью . Если виновный был заподозрен в крайней степени , с ним обращались как с еретиком : его заставляли носить в церкви одежду кающегося , сделанную из обыкновенной материи темного цвета , с нарамником без капюшона и двумя нашитыми крестами из желтого сукна ; каждый крест имел три ладони в длину и две в поперечнике . При этом соблюдались те же церемонии , какие совершались при допущении к примирению формального еретика . Если обвиняемый был нераскаянным еретиком , он присуждался к релаксации . Но никогда не доводили дело до аутодафе , не попробовав в течение долгого времени обратить его и привести к единению с католической Церковью всеми средствами , которые могла внушить опытность в этом деле . Его сажали в тюрьму , но допускали родных и друзей , чтобы те беседовали с ним , а также сам епископ и инквизитор приходили к обвиняемому и убеждали его вернуться в лоно Церкви . Хотя он выражал в своем упорстве самое сильное желание поскорее быть сожженным , инквизитор на это никогда не соглашался ; наоборот он удваивал доброту и кротость , удалял все , что осужденному могло внушать ужас , и старался уверить его , что , обратившись , он избегнет смерти , лишь бы только он снова не впал в ересь , что и бывало в действительности , так как накануне аутодафе релаксация заменялась пожизненным тюремным заключением . Если несчастный еретик был рецидивистом , то напрасно он объявлял о своем решении вернуться к вере ; ему было невозможно избежать смертной казни ; единственною милостью , которую ему оказывали , было избавление от мук костра : после исповеди и причастия его удушали руками палача и бросали в огонь его труп . Приговоры , выносимые инквизиторами , налагали на виновных штрафы и личные наказания : полная или частичная конфискация имущества , пожизненное или временное тюремное заключение , изгнание или ссылка , бесчестие , потеря должности , почестей , звания и т.д. Виновные , которые делали отречение как тяжко заподозренные в ереси , никогда не приговаривались к пожизненному заключению - срок этого наказания был ограничен . Если подозрение было очень сильно , обвиняемый присуждался к тюрьме до конца своих дней , но инквизиторы могли сократить этот срок , когда опытность позволяла им верить , что узник раскаивается полностью . Если же предметом отречения была формальная ересь , то назначалось непременно пожизненное заключение . Среди наказаний надо считать наказанием ношение одежды кающегося , известной в Испании под названием санбенито , что является искажением слова saco bendito ( благословенный мешок ) . Настоящее его название по - испански было самарра . Первое название сделалось общенародным , потому что со времен евреев мешком называли покаянную одежду . До XIII века обычно освящали мешок , который должны были носить лица , присужденные к публичному покаянию , и это дало мешку название благословенного . Еретик , присужденный к произнесению отречения , являлся публично в церковь каждое воскресенье и каждый праздник в одежде кающегося и с розгами в руках , чтобы между чтением Апостола и Евангелия священник бил его ими , сообщая всему народу то прегрешение , за которое кающийся был приговорен к этому наказанию . Кроме того , его лишали употреблять мясо и всех прочих животных продуктов в течение остатка его дней , а также обязывали соблюдать посты три раза в год , не позволяя питаться рыбой , а только травами и овощами . Таким образом питание его было сведено к хлебу , воде и фруктам . Брат Филипп де Барберис , инквизитор королевства Сицилии , прибыл в Севилью в 1477 году , чтобы получить от Фердинанда и Изабеллы подтверждение дарованной в 1233 году императором и королем Фридрихом II сицилийской инквизиции привилегии , в силу которой инквизиторы вступали в обладание трети имущества осужденных еретиков . Изабелла подтвердила эту привилегию в Севилье 2 сентября 1477 года , а Фердинанд сделал это в Херес - де - ла - Франтера 18 октября того же года . Барберис из рвения к интересам папы и в качестве должностного лица инквизиции постарался убедить короля , что христианская религия извлечет большие выгоды из святого трибунала благодаря страху , который внушали ее судебные приговоры . Альфонсо де Охеда , приор доминиканского монастыря в Севилье , горячо советовал учредить в Испании святую инквизицию против христиан , которые отпадали от веры , чтобы вернуться к иудаизму . Тогда начали распространять молву , что во многих местах королевства новохристиане вместе с некрещеными евреями издеваются над иконами Иисуса Христа и даже распинают христианских детей . Фердинанд V был особенно расположен принять инквизицию . Она ему представляла легкую возможность увеличить свои сокровища посредством конфискации громадных богатств , принадлежащих евреям , и тем самым получить преимущество перед другими королями для исполнения своего намерения о помощи папе . Единственным препятствием был отказ королевы Изабеллы ( в связи с мягкостью ее характера ) . Однако , Изабелла поддалась представлениям своего совета и поручила своему послу Франсиско де Сантильяну , епископу Осмы , ходатайствовать от ее имени перед римской курией о булле для учреждения в Кастильском королевстве трибунала инквизиции . Интересно , что население королевства Кастилия с таким недовольством встретило учреждение у них инквизиции , что когда инквизиторы прибыли в Севилью и показали свои мандаты и королевский приказ , им оказалось невозможно собрать небольшое число людей и получить другие средства , в которых они нуждались , для того , чтобы приступить к исполнению своих обязанностей . Инквизиторы учредили свой трибунал в доминиканском монастыре Св . Павла в Севилье , и 2 января 1481 года был обнародован первый акт их юрисдикции в виде эдикта , объявлявшего , что на основании дошедшего до них сведения об эмиграции новохристиан ( они переселились на земли герцога Медина - Сидонии , маркиза Кадиса и некоторых других частных владельцев , т.к. воспротивились вслед за другими жителями Севильи к принятию инквизиции ) они повелевают маркизам , графам , грандам Испании и другим дворянам Кастильского королевства схватить их в двухнедельный срок , выслать беглецов под конвоем в Севилью и наложить секвестр на их имущество. Средства , столь пригодные для умножения числа жертв , не могли не произвести ожидаемого от них эффекта . Поэтому трибунал начал вскоре свои жестокие экзекуции . 6 января 1481 года он приказал сжечь шесть осужденных , 26 марта того же года семнадцать , 4 ноября - двести девяносто восемь . Большое количество осужденных вынудило префекта Севильи построить на поле , называемом Таблада , постоянный каменный эшафот , известный впоследствии под названием Кемадеро ( площадь огня ) и на котором воздвигались четыре большие каменные статуи четырех пророков . Среди мероприятий , к которым привело новое рассмотрение буллы от 2 августа 1483 года , надо считать декрет , предписавший инквизиции принять форму постоянного трибунала , с главой , которому были подчинены все инквизиторы вообще и каждый из них в отдельности . Эта должность была предоставлена Томасу Торквемаде . Торквемада создал сначала четыре подчиненных трибунала - для Севильи , Кордобы , Хаэна и Вилья - Реаля . Четвертый трибунал был вскоре перенесен в Толедо . Затем Торквемада позволил доминиканцам приступить к исполнению их обязанностей в различных епархиях кастильской короны . Тем временем Фердинанд создал королевский совет инквизиции , законным и пожизненным председателем его назначил главного инквизитора . Эта организация предоставляла советникам право решающего голоса во всех делах , подсудных гражданскому праву , и только совещательного голоса в делах , принадлежавших церковной власти , которую , в силу апостолических булл , был облечен один Торквемада . Торквемада поручил своим двум асессорам составить основные законы для управления нового трибунала . Он созвал общее собрание , составленное из инквизиторов четырех учрежденных им трибуналов , из своих двух асессоров и из королевских советников . Эта хунта произошла в Севилье , и 29 октября 1484 года под именем инструкций на ней обнародовали первые законы испанской инквизиции ( дабы совсем не навести скуку , я не буду вдаваться в подробности этих законов ) . Томас де Торквемада умер 16 сентября 1498 года . На основании старинных рукописей можно говорить , что в первый год инквизиции в Севилье сожгли две тысячи человек и семнадцать тысяч подверглись публичному покаянию . Историк того времени Андрес Бернальдес пишет , что с 1482 по 1489 год в Севилье было сожжено семьсот человек и более пяти тысяч подверглись епитимьям . В 1524 году на здании севильской инквизиции поместили надпись , из которой явствует , что со времени изгнания евреев , происшедшего в 1492 году , до этого года было сожжено около тысячи человек и более двадцати тысяч было присуждено к епитимьям . Усердие Торквемады не ограничивалось преследованием людей : он гнал и книги , например в 1490 году он велел сжечь несколько еврейских Библий , а впоследствии более шести тысяч книг на аутодафе в Саламанке , под предлогом того , что они были заражены иудаизмом или пропитаны колдовством . Интересный факт истории : почти за сорок лет до этого другой доминиканец , по имени брат Лопе де Барриентос , духовник кастильского короля Хуана II , уничтожил библиотеку дона Энрике Арагонского , принца королевской крови , невзирая на высокое положение этого вельможи , который был родственником короля . Кстати , этот священник в награду за издевательство над кузеном был назначен епископом Куэнсы . Не следует удивляться , что инквизиция не останавливалась перед тем , чтобы преследовать ученых , чиновников и святых : ведь она даже не страшилась нападать на государей , принцев и грандов . Подробнее об этом , а также о важнейших датах истории инквизиции Испании вы можете ознакомиться в следующих разделах . Также там вы найдете краткий " словарь " слов и выражений языка святого трибунала .