СРЕДНЕВЕКОВЫЕ
ХРОНИКИ АНДАЛУСИИ
Одним из
первых писателей-хроников в средние века в Андалусии был Абу Бакр Мухаммад
ибн Абд аль-Азиз, которого прозвали Ибн аль-Кутыйя. Он уроженец Кордобы.
Прославился в жанре хроник "аль-ахбар", написав "Историю
завоевания Андалусии", отрывки из которой Вы можете прочитать ниже.
ИБН
АЛЬ-КУТЫЙЯ
Из
книги "История завоевания Андалусии"
Во
имя Аллаха, милостивого, милосердного, да благословит и охранит Аллах
господина нашего Мухаммеда, со всем родом его и сподвижниками.
Рассказывают, что у готов последним царем в Андалусии был Гитица, который
скончался, оставив троих сыновей. Старшего из них звали Оломонд, среднего
- Ромуло, а младшего - Артабас. Когда Гитица умер, сыновья были еще
малыми детьми, и царством правила их мать. Столицей государства готов
был город Толедо.
Однако Родерик, военачальник покойного правителя, восстал против царицы
и вместе с верными ему людьми захватил столицу, изгнав оттуда сыновей
Гитицы.
Когда же у берегов появились арабы и Тарик ибн Зияд - военачальник халифа
из рода Омайядов, аль-Ва-лида ибн Абд аль-Малика,- ступил на землю Андалусии,
Родерик послал гонцов к сыновьям Гитицы, которые к тому времени возмужали
и стали доблестными рыцарями, и в своих посланиях призывал их встать
на защиту царства готов, дабы ударить по врагу всем вместе, одним кулаком.
Сыновья Гитицы откликнулись на этот призыв, собрали войска и явились
к Родерику, но, не доверившись ему, со своими войсками остановились
в Секун-де, недалеко от Кордовы.
Родерик вышел к ним навстречу, а затем они все вместе выступили на сражение
с Тариком. Но когда войска арабов
и готов встали друг против друга, изготовившись для боя, Оломонд и его
братья сговорились предать Родерика. Они тайно послали ночью гонца к
Тарику, сообщив ему, что Родерик был одним из псов царя Гитицы, их отца,
и послушно служил ему, но потом захватил власть и овладел троном отца.
Они предлагали Тарику заключить с ними мир, обещали утром перейти со
своими войсками на его сторону при условии, что он вернет им отцовские
земли в Андалусии, все имения его, которых было около трех тысяч. Потом
эти имения стали называться "королевскими" владениями.
Тарик принял их условие, и утром сыновья Гитицы со своими войсками перешли
на сторону арабов, и это было причиной завоевания Андалусии. Явившись
к Тарику, сыновья Гитицы спросили его: "Ты сам по себе эмир или
над тобой есть еще эмир?" Тарик ответил: "Надо мною - эмир,
а над ним - еще эмир". Затем Тарик разрешил им встретиться с правителем
Магриба Мусой ибн Нусайром, которому был подвластен, а Муса в то время
находился в Ифрикийи, что неподалеку от страны берберов.
Оломонд просил Тарика подтвердить грамотой их до-говоренность, чтобы
в ней содержались те условия, на которых они заключили мир с Тариком.
Полководец арабов сделал то, что они просили, и они направились к Мусе.
Они нашли его, когда он собирался уже переправляться в Андалусию, и
вручили ему грамоту от Тарика, где было записано, что они согласны повиноваться
ара-бам на таких-то условиях. Но Муса отправил их к хали-фу аль-Валиду
ибн Абд аль-Малику в Дамаск. Там они встретились с халифом, и тот подтвердил
грамоту Тари-ка и велел составить подобную грамоту для каждого из сыновей
Гитицы, и в ней было записано, что им даруется право не вставать, когда
кто-нибудь входит к ним или выходит от них, и это было сделано из почтения
к их царскому сану.
Потом они вернулись в Андалусию и жили там, окруженные почетом и уважением.
Оломонд скончался, оставив дочь, это и есть Сара аль-Кутыйя Готская,
и еще двух сыновей, бывших в год смерти отца малыми детьми. Один из
них стал потом епископом Севильи, а второй, имя которому Аббас, скончался
в Галисии.
Но младший, Артабас, вознамерился расширить свои владения, решив захватить
имения своих братьев, и случилось это в начале правления халифа Хишама
ибн Абд аль-Малика. Оломонд всегда предпочитал Севилью, где у него была
тысяча селений, расположенных на западе Андалусии. Артабас постоянно
жил в Кордове, и у него тоже была тысяча селений, только в центре Андалусии.
К потомкам Артабаса принадлежит комес Абу Сайд... Что же касается Ромуло,
то он был также владельцем тысячи селений на востоке Андалусии и постоянно
жил в Толедо. Из его потомков можно назвать Хафса ибн аль-Варра, кади
местных мусульман-неарабов.
Когда Артабас начал притеснять братьев, Сара, дочь Оломонда, приказала
построить в Севилье корабль и, когда он был готов, взяла с собой малолетних
братьев и отплыла на этом корабле в Сирию. Высадившись в Аска-лоне,
Сара держала дальше путь по пустыне и, прибыв в Дамаск, припала к вратам
халифа Хишама ибн Абд аль-Малика, напомнила ему о себе и о договоре,
который ее отец заключил с халифом аль-Валидом, и пожаловалась Хишаму
на своего дядю Артабаса, прося восстановить справедливость.
Халиф Хишам допустил Сару до себя, и, войдя к нему, она увидела Абд
ар-Рахмана ибн Муавию, будущего эми-ра Андалусии, который был тогда
еще юношей. Абд ар-Рахман запомнил это, и, когда позже Сара приезжала
в Кордову, он принимал ее у себя в присутствии своих детей, чтобы почтить
ее и показать свое расположение.
Халиф приказал составить для Сары грамоту и отправил ее к Ханзале ибн
Сафвану, эмиру Ифрикийи, наказав проследить за исполнением договора,
заключенного аль-Валидом.
Халиф Хишам выдал Сару замуж за Ису ибн аль-Музахима, и они вместе отбыли
в Андалусию, где им вернули их владения. Этот Иса ибн аль-Музахим положил
начало роду Ибн аль-Кутыйя. Иса умер в тот год, когда эмиром Андалусии
стал Абд ар-Рахман ибн Муавия, а руки Сары стали добиваться Хамза ибн
Муламис аль-Мазхаджи и Умайр ибн Сайд. Эмир Абд ар-Рахман решил их спор
в пользу Умайра, и потомки их были самыми знатными людьми в Севилье...
А теперь вернемся к тем временам, когда встретились на поле боя Тарик
с Родериком, и было это в долине около города Сидона, и Аллах обратил
в бегство Родерика и его войско. И бежал, отягощенный своим оружием,
Родерик, спасаясь от мусульман, и бросился в протекав шую поблизости
глубокую реку, и больше никто его не видел, и тело его не было найдено.
А вот что еще рассказывают о причинах поражения Родерика. Говорят, что
у царей готов в Толедо был замок, где хранился деревянный ларец, и в
нем лежали четыре Евангелия. И готы так почитали этот замок, что никогда
не отпирали его врата. И если кто-нибудь из правителей готов умирал,
то на стене замка писали его имя.
Когда же власть захватил Родерик, то стал носить царский венец, чем
вызвал недовольство своих поддан-ных, а потом решил открыть двери того
замка и достать ларец с Евангелиями. Он так и сделал, хотя при-ближенные
предостерегали его. И, открыв двери замка, Родерик вошел вовнутрь и
увидел на стенах изображения всадников, видом похожих на арабов, вооруженных
луками и копьями, и на голове каждого была чалма. А под изображениями
была начертана такая надпись: "Если будет открыт этот замок и перед
глазами людей предстанут эти изображения, то придут в Андалусию воины,
подобные тем, что нарисованы здесь, и захватят страну".
Тарик вступил на землю Андалусии в девяносто втором году, в месяце рамадане.
А случилось это, как рас-сказывают предания, вот по какой причине: некий
купец из Андалусии по имени Юлиан вел торговлю с магрибинской стороной
и часто ездил в город Танжер, жители которого были христианами. Родерик
давал ему нередко поручения, и Юлиан привозил ему от берберов чистокровных
коней и охотничьих соколов. А потом жена Юлиана скончалась, оставив
на руках его дочь, которая отличалась удивительной красотой. Как раз
в это время Родерик приказал Юлиану отправиться на берберский берег
и доставить ему разные товары, но купец стал отказываться, говоря, что
у него умерла жена и ему не на кого оставить дочь. Тогда Родерик повелел
Юлиану оставить дочь в царском дворце, и купец повиновался.
Однажды царь увидел девушку, и она понравилась ему. Ночью он проник
к ней и обесчестил, а когда отец вернулся, девушка обо всем рассказала
ему, и тогда Юлиан отправился к царю и сказал ему: "Я видел на
той стороне таких коней и соколов, какие тебе и не снились, но оставил
их, потому что у меня не хватило денег", Родерик, дав ему в достатке
денег, велел купцу вернуться на магрибинский берег и купить тех коней
и соколов. Но Юлиан отправился к Тарику ибн Зияду и стал склонять его
к тому, чтобы напасть на Андалусию, описывая красоту и плодородие ее
земель, говоря о слабости ее жителей, мирных нравом и не отличающихся
доблестью. Тарик тут же написал Мусе ибн Нусайру, испрашивая разрешения
на поход, и Муса приказал ему переправиться на андалусский берег и напасть
на Родерика.
Тарик собрал свои войска и, сев на корабль, отправился в путь, чтобы
высадиться на андалусский берег. И тут его одолел сон, и ему приснился
пророк Мухаммад - да благословит и да приветствует его Аллах! - а вокруг
него стояли его сподвижники из мухаджиров и ансаров, и у каждого на
поясе висел острый меч, а за плечами - арабский лук. Пророк подошел
к Тарику и сказал ему: "Вперед! Выполняй свое дело!" И всякий
раз, когда Тарик закрывал глаза, побежденный дремотой, ему грезился
тот же сон. Когда же мусульмане прибыли к андалусскому берегу, Тарик
обрадовался и поздравил своих спутников.
Высадившись в Андалусии с войсками, Тарик двинулся вдоль берега, и первым
городом, который завоевали мусульмане, стал Картахена в округе Альхесирас.
Дабы устрашить врагов и напугать их, Тарик приказал своим воинам умертвить
некоторых пленных, их тела разрубить на части и сварить в больших котлах,
а остальных пленных велел отпустить. Они разбежались, не веря в свое
спасение, и рассказывали всем встречным о том, что сделал Тарик со своими
врагами, так что сердца жителей Андалусии наполнились ужасом. Потом
Тарик встретился с войсками Родерика и сразился с ними и разбил их,
как уже говорилось.
После этого Тарик двинулся к городу Эсиха, а потом к Кордове и Толедо,
пройдя ущелье, которое с тех пор называется "ущелье Тарика".
Пройдя Галисию, Тарик дошел до Асторги.
Когда Муса ибн Нусайр узнал о победах, одержанных Тариком, он позавидовал
ему и поспешил с огромным войском прибыть в Андалусию. Переправившись,
Муса не пошел тем путем, которым следовал Тарик ибн Зияд, а направился
к месту, которое прозвали "гавань Мусы", а затем двигался
вдоль берега до Сидоны и далее к Севилье, которую он захватил, а от
Севильи пошел на Аликанте и остановился у самых границ провинции Али-канте
в месте, которое получило с тех пор название "ущелье Мусы".
Оттуда его путь лежал на Мериду.
Некоторые знатоки истории говорят, что жители Али-канте не стали сражаться
с мусульманами, а сдались на милость победителей. После этого ибн Нусайр,
миновав ущелье Мусы, направился вслед за Тариком ибн Зиядом через Галисию
и догнал Тарика у Асторги.
Едва Муса расположился лагерем, как в Асторгу прибыл приказ халифа аль-Валида
ибн Абд аль-Малика, который повелел войскам вернуться, и они вновь повернули
на юг, но меж ними не было согласия. Муса ибн Нусайр приказал построить
крепости по всей Андалусии и назначил эмиром своего сына Абд аль-Азиза,
которому велел оставаться в Севилье и посылать войска на запад и на
восток, довершая завоевание андалусских городов, на которые еще не распространилась
власть мусульман. Потом Муса ибн Нусайр направился в Сирию в сопровождении
четырехсот юношей, сыновей знатных людей и царей Андалусии. У каждого
из них на голове был золотой венец, и были они опоясаны золотыми перевязями.
Когда Муса приближался уже к Дамаску, халиф аль-Валид опасно занемог.
Брат аль-Валида Сулайман, который дол-жен был наследовать его престол,
послал гонца к Мусе, повелев ему задержаться до того времени, пока халиф
аль-Валид умрет, чтобы торжественное шествие вступило в Дамаск уже тогда,
когда править будет Сулайман. Но Муса был упрям, кроме того, он помнил
благодеяния, оказанные ему аль-Валидом, потому ответил гонцу: "Кля-нусь
Аллахом, я не сделаю этого. Достаточно, если я, не торопясь, продолжу
свой путь, а если Аллах захочет, чтобы я прибыл после смерти своего
благодетеля, то сбудется воля всевышнего, а не желание человека".
И случилось так, что Муса прибыл в Дамаск еще при жизни аль-Валида,
и Сулайман затаил против него зло. Когда же он стал халифом, то приказал
Мусе оставаться в Дамаске, а затем заточил его, подвергнув взысканию.
Он приказал также убить сына Мусы, Абд аль-Азиза, которого тот оставил
вместо себя в Андалусии. Среди тех, кто получил приказ халифа, были
Хабиб ибн Абу Убайда аль-Фахри и Зияд ибн Набига ат-Тамими. И они сговорились
совершить это дело и отправились в мечеть, где Абд аль-Азиз должен был
читать пятничную проповедь. И как только Абд аль-Азиз, войдя в мечеть,
подошел к михрабу и прочел суры "аль-Фатиха" и "аль-Вакиа",
заговорщики во главе с Хабибом и Зиядом набросились на него и, подняв
мечи, убили его, отрубили ему голову и отправили ее халифу Сулайману
в Сирию. Это произошло в мечети Рубайны, что выходит на луга, окружающие
Севилью, и где раньше была часовня Рубайны. И кровь Абд аль-Азиза еще
долго была видна потом после его убиения...
Когда Сулайману принесли голову Абд аль-Азиза, оп велел привести Мусу
и показал ему на голову его сына, которая лежала в тазу. И Муса, увидев
ее, воскликнул: "Клянусь Аллахом, ты убил его в то время, когда
он произносил молитву!" И власть Сулаймана была недолгой. И рассказывают,
что был он тщеславен и гордился своей внешностью, и утверждают, что,
отправляясь в мечеть, чтобы прочитать пятничную проповедь, он без конца
останавливался, подолгу любуясь собою в зеркале. А войдя в мечеть, начинал
проповедь зычным, громким голосом, но постепенно голос его ослабевал,
и под конец проповеди слова его были едва слышны - и болезнь вошла в
него, и вскоре он умер...
Разгневавшись на Мусу, халиф Сулайман заточил его, как уже упоминалось,
а затем казнил, и было это в конце девяносто восьмого года. Вместо Мусы
он назначил пра-вителем Магриба и заморских владений, то есть Андалу-сии,
Абдаллаха ибн Язида. Абдаллах же назначил на-местником Андалусии аль-Харра
ибн Абд ар-Рахмана ас-Сакафи, ибо в те времена халиф не назначал правителей
Андалусии, поручая это правителю Ифрикийи или Маг-риба...
Когда же халифом стал Омар ибн Абд аль-Азиз, да помилует его Аллах,
он отправил в Андалусию ас-Самаха ибн Малика аль-Хаулани, приказав ему
увести из Андалусии все мусульманские войска и всех мусульман из жалости
к ним, ибо опасался, что враги одолеют их и всех перебьют. Но ас-Самах
известил халифа, что сила ислама в этой стране велика, города многочисленны
и крепости, захваченные арабами, неприступны. Тогда Омар послал своего
маула Джабира для сбора хумса с Андалусии, и тот остановился в Кордове.
Джабир находился там некоторое время, пока не пришло известие о кончине
Омара, и маула приостановил сбор хумса, а на собранные ранее деньги
приказал построить акведук через долину близ Кордовы, напротив водохранилища.
В сто десятом году правителем Андалусии стал Укба ибн аль-Хаджадж ас-Салули,
который был у власти вплоть до мятежа берберов в Танжере, который возглавил
некий Майсара, прозванный "Майсара-бедняк",- а был он продавцом
воды на рынке в Кайруане. Восставшие берберы убили наместника Магриба
Омара ибн Абдаллаха аль-Муради. Когда жители Андалусии узнали о мятеже
берберов, они тоже взбунтовались против своего правителя Укбы и свергли
его, посадив вместо него Абд аль-Малика аль-Фихри...
Затем из Сирии прибыл Балдж ибн Бишр, дабы покарать берберов, и остановился
в городе Танжере, кото-рый еще называют Зеленым городом. Он отправил
гонца к Абд аль-Малику аль-Фихри, приказывая ему направить Суда с войском
для сражения с восставшими. Абд аль-ЭДалик стал советоваться со своими
доверенными людьми, и те сказали ему: "Если ты предоставишь суда
этому сирийцу, он переправится в Андалусию, нападет на тебя и сместит
с твоего роста". И Абд аль-Малик решил не давать судов Балджу,
отослав гонца ни с чем.
Когда Ибн Бишр подавил восстание Майсары-бедняка, не получив помощи
от Абд аль-Малика, он приказал построить лодки, нагрузить их оружием
и снаряжением, верховыми и вьючными конями и на этих лодках пере-правился
на андалусский берег. Узнав об этом, Абд аль-Малик аль-Фихри собрал
войска и встретил Ибн Бшп-ра у Альхесираса, где между ними произошло
крупное сражение, и аль-Фихри был в нем разбит. Балдж гнал Абд аль-Малика
до самой Кордовы, и между ними произошли восемнадцать сражений, и все
они кончались для аль-Фихри неудачей, так что в конце концов Балдж вошел
в Кордову и, взяв аль-Фихри в плен, повелел распять его у входа на мост
через долину Кордовы, где позже была построена мечеть...
А в это время Абд ар-Рахман ибн Алькама аль-Лахми, которого Абд аль-Малик
назначил наместником Арагона, узнав о постигшей аль-Фихри участи, собрал
войска и двинулся против Балджа, чтобы отомстить за смерть аль-Фихри.
Его поддержало множество андалусских арабов и берберов, и все они отправились
на Кордову. Балдж вышел против них во главе десяти тысяч сирийцев и
людей из рода Бану Умайя, а у Абд ар-Рахмана ибн Алькамы было сорок
тысяч. Между ними произошло кровопролит-ное сражение близ селения Аква-Портора
в округе Уэль-вы. На закате бой кончился, и обнаружилось, что из людей
Ибн Алькамы убито десять тысяч, а из воинов Балджа - всего тысяча. Тогда
Ибн Алькама сказал: "По-кажите мне этого Балджа". А надо сказать,
что Ибн Аль-кама был одним из самых метких стрелков своего време-ни.
Когда на следующее утро снова началось сражение, ему показали Балджа,
и он выпустил в него стрелу, которая, попав в рукав кольчуги, пригвоздила
руку Балджа к телу, и Ибн Алькама воскликнул: "Ну вот я и попал
в этого Балджа". К вечеру бой стих и Балдж умер от этой раны. Однако
сирийцы не покинули Кордову,- их предводителем стал Салаба ибн Салама
аль-Амили, а Ибн Алькаме пришлось вернуться на границу.
Между тем арабы и берберы Андалусии не перестава-ли воевать с пришельцами,
сирийцами и Омайядами, говоря им: "Нам самим мало места в этой
стране, уходите отсюда!" Узнав о смуте, раздирающей Андалусию,
халиф Хшнам ибн Абд аль-Малик, посоветовавшись с верными людьми, решил
прибегнуть к помощи людей из Бану Му-дар и назначил правителем Андалусии
Абу-ль-Хаттара аль-Кальби, вручив ему грамоту на правление и знамя.
Прибыв в Андалусию, он надел платье, пожалованное ему халифом, приказал
привязать знамя к острию копья и направился к Кордове, где постоянно
происходили стычки и бои между местными арабами и пришельцами. Подъехав
к долине, он остановился на возвышенном месте, с которого было видно
поле боя. Тут сражающиеся заметили его и, увидев знамя халифа, прекратили
битву и поспешили к Абу-ль-Хаттару. Он спросил их: "Вы будете слушать
и повиноваться мне?" Они ответили: "Да". Тог-да Абу-ль-Хаттар
сказал: "Вот грамота повелителя правоверных, которая назначает
меня вашим правителем".
Жители Кордовы, арабы и берберы, сказали: "Слуша-ем и повинуемся,
но пусть пришельцы-сирийцы уйдут отсюда, здесь нет места для них".
Абу-ль-Хаттар ответил: "Дайте мне войти в город и отдохнуть, а
потом я исполню ваше пожелание. Мне пришла в голову мысль, которая разрешит
ваши споры, если пожелает Аллах".
Когда Абу-ль-Хаттар обосновался в Кордове, он велел позвать к себе вождей
сирийцев, среди которых был Сала-ба ибн Салама аль-Амили, аль-Ваккас
ибн Абд аль-Азиз аль-Кинани и другие сторонники Балджа, взял их под
стражу и сказал: "Повелителю правоверных стало ясно, что смута
в Андалусии происходит из-за вас. Отправляйтесь в Танжер и не возвращайтесь
сюда".
Выслав зачинщиков смуты, Абу-ль-Хаттар занялся расселением сирийцев
по разным областям Андалусии, чтобы удалить их из Кордовы, где не было
им места и не хватало еды. Жителей Дамаска он поселил в Эльвире, жителей
Палестины - в Сидоне, жителей Хомса - в Севилье, жителей Киннасрина
- в Хаэне, а тех египтян, которые были с ними,- в округе города Веха,
и велел кормить их местным жителям-неарабам из зиммиев. А местные арабы
и берберы сохранили свое имущество, и никто из них не пострадал...
После смерти Абу-ль-Хаттара правителем Андалу-сии стал Юсуф ибн Абд
ар-Рахман ибн Хабиб ибн Абу Убайда, сын Укбы ибн Нафи аль-Фнхри. И он
оставался на этом посту два года, а Сумайль ибн Хатим был его вазиром
и правил всеми делами, не ища его совета.
Но потом пришла весть, что в Андалусию прибыл Вадр, вольноотпущенник
Абд ар-Рахмана ибн Муавии. Этот Бадр прибыл в Андалусию по приказанию
своего господина, который бежал из Сирии и скрывался у людей из рода
Бану Вансус, омайядских вольноотпущенников в стране берберов. Бану Вансус
послали весть об этом Абу Усману, который был тогда шейхом и главой
вольноотпущенников, и Бадр остановился у него в селении Торос. Абу Усман
начал рассылать во все стороны гонцов, сообщая о прибытии Бадра и о
том, что Абд ар-Рахман скрывается в землях берберов.
А в это время правитель Андалусии Юсуф аль-Фихри готовился к походу
против христиан. Абу Усман и его доверенные люди, придя к Бадру, сказали:
"Подожди возвращения наших друзей из похода, мы встретимся с ними,
тогда и затеемся, не отлагая, этим делом". Что же касается Юсуфа
аль-Фихри, то он благоволил к вольноотпущенникам Омайядов, называя их
"наши мавали", и в его войске было множество воинов из этих
вольноотпу-щенников.
Когда Юсуф аль-Фихри вернулся, одержав победу и захватив богатую добычу,
Бадр и его друзья встретились с Абу Саббахом аль-Яхсуби, шейхом арабов,
проживающих на западе Андалусии, в селении Мора, принадлежащем к округу
Севильи, и с другими знатными арабами, среди которых были и соглашавшиеся
признать власть Аббасидов, и отказывавшиеся сделать это, открыто неповиновавшиеся
новым халифам, сменившим Омайядов. Еще до окончания похода и возвращения
всех воинов не-довольные просили Абу Аббада Хассана ибн Малика, кото-рый
жил в Севилье, войти в доверие к Абу Саббаху и напомнить ему о тех благодеяниях,
которые оказали ему Омайяды, особенно Хишам ибн Абд аль-Малик. Абу Саб-бах,
не забывший благодеяний прежнего халифа, согла-сился помочь потомку
Омайядов, а потом они вместе отправились к Алькаме аль-Лахми и известному
своей доблестью Абу Илафе аль-Джузами и его родичам, предводителям сирийцев
в Сидоне, и те также присоединились к ним. На их призыв откликнулись
также и кахтаниты в Эльвире и Хаэне, а также в Кадиксе...
Затем заговорщики сказали Бадру: "Теперь отправ-ляйся к своему
господину". Но когда он прибыл к Абд ар-Рахману, тот сказал ему:
"Нет, так будет опасно, если я высажусь в Андалусию без них".
Бадр вернулся в Андалусию и передал ответ Абд ар-Рахмана. В это время
Юсуф аль-Фихри собирался в поход против Сарагосы, где против него восстал
Амир аль-Кураши, именем которого по сей день зовутся ворота в этом городе.
Абу Усман, шейх вольноотпущенников Омайядов, и его зять, с кото-рыми
вел переговоры Бадр, отправились в Кордову, чтобы своими глазами убедиться,
что Юсуф аль-Фихри выходит из городских ворот, ибо опасались, как бы
тот не про-ведал про их планы. Увидев, что Юсуф аль-Фихри вместе со
своими войсками покинул город, они вошли к вазиру Сумайлю ибн Хатиму
и попросили разрешения поговорить с ним наедине. И они напомнили Сумайлю
о всех благодеяниях, которые оказали ему Омайяды, и о предпочтении,
которое они отдавали его предкам перед иными, и сказали, что Абд ар-Рахман
ибн Муавия спасся от пре-следования и бежал в земли берберов, скрываясь
там и опасаясь за свою жизнь. Они признались в том, что к ним прибыл
вольноотпущенник Абд ар-Рахмана, прося от его имени о заступничестве
и помощи, и добавили: "Он обращается к тебе с просьбой, которая
тебе известна и которую ты наверняка помнишь". И Сумайль сказал:
"Да, я выполню его просьбу, клянусь честью, и мы во-влечем в дело
этого Юсуфа, отдав его дочь в жены Абд ар-Рахману, так что он станет
родичем правителя. Если же он откажется, я сам ударю мечом по его лысине".
Порешив на этом, заговорщики вышли от Сумайля и встретились в Кордове
в тот же день со своими сторонниками из вольноотпущенников. Договорившись
с ними обо всем, они вернулись к Сумайлю, чтобы проститься с ним, и
Сумайль сказал им: "Я долго думал о том, что вы мне предложили,
и вспомнил о том, что Абд ар-Рахман - потомок тех людей, которым все
под силу: стоит одному из них помочиться, и все мы захлебнемся. Аллах
избрал вас для доброго дела, выполняйте же его, а мне следует хранить
в тайне то, что вы мне доверили, и не препятствовать вам".
Они ушли от Сумайля и встретились с Тамамом, сыном Алькамы, и, взяв
его с собой, они отправились к Абу Фариа, известному своим искусством
в мореходстве и управлении судами, и встретились у него с другими сирийскими
вольноотпущенниками, примкнувшими к ним. Договорившись обо всем, они
отправили Бадра в сопровождении Тамама ибн Алькамы к Абд ар-Рахману
на африканский берег на корабле, которым управлял Абу Фариа.
Когда они пересекли море и встретились с Абд ар-Рах-маном, тот спросил:
"Скажи, Бадр, кто этот человек и кто его отец?" Бадр ответил:
"Это твой вольноотпущенник Тамам, а кормщик - Абу Фариа".
И Абд ар-Рахман воскликнул: "Его зовут Тамам, что значит "Завершение",
стало быть, наше дело завершится успехом, а Фариа означает "Девица",
и это говорит о том, что мы возьмем в жены эту страну, словно прекрасную
девицу, если того пожелает Аллах".
Затем они отправились в Андалусию. Переплыв море, они высадились в гавани
аль-Мунаккиб, где их встретили Абу Усман и Абдаллах ибн Халид и проводили
в селение Торос в дом Усмана.
Наместником в этой области был Джидар ибн Амр аль-Кайси, которого известили
о прибытии Абд ар-Рах-мана, и он сказал: "Приведите его ко мне
в праздник жертвоприношения на площадь, и увидите, что будет, если Аллах
пожелает". Когда настал день праздника, Абд ар-Рахман явился, сопровождаемый
Усманом и Абдаллахом, и, когда проповедник собрался начать проповедь,
Джидар встал и возгласил: "Я свергаю Юсуфа аль-Фихри и отказываюсь
признать его власть, а эмиром над нами назначаю Абд ар-Рахмана ибн Муавию,
сына халифа Хи-шама, он наш эмир и сын нашего эмира. Что скажете, люди?"
И все собравшиеся крикнули: "Мы скажем то же, что и ты!" И
после окончания молитвы все как один при-сягнули Абд ар-Рахману, поклявшись
соблюдать ему верность.
Затем к Абд ар-Рахману присоединились сирийцы Сидоны и местные арабы
и со стороны Севильи подошел Абу Саббах, так что у него собралось многочисленное
войско. Остановившись в Севилье, он стал принимать присягу от всех арабов,
что стекались к нему из разных областей Андалусии.
Известие об этом дошло до Юсуфа аль-Фихри, когда он возвращался из похода
на Сарагосу, разгромив восставшего против него аль-Кураши и захватив
его в плен. Он тотчас же направился к Севилье, но Абд ар-Рахман, узнав
о его приближении, пошел на Кордову, так что их разделил Гвадалквивир.
Увидев, что Абд ар-Рахман решительно устремился к Кордове, аль-Фихри
повернул в столицу, а Абд ар-Рахман остановился в селении Балья в округе
Севильи. Тут шейхи арабов стали говорить: "Что это за эмир, у которого
нет знамени? Это может быть истолковано ошибочно", - и решили поднять
знамя Абд ар-Рахмана, и стали искать по всему войску достаточно длинное
копье, чтобы к его древку привязать знамя. Та-кое копье нашлось только
у Абу Саббаха, и к нему привязали знамя, и его освятил Фаркад ас-Саракости,
которого почитали самым праведным человеком в Андалусии.
Абд ар-Рахман спросил: "Какой сегодня день?" Ему ответили:
"Сегодня четверг, день стояния на Арафате". Тогда Абд ар-Рахман
промолвил: "Сегодня день Арафата, а завтра пятница, день праздника
жертвоприношения. И я надеюсь, что завтра между мною и аль-Фихри прои-зойдет
то, что случилось между кайситами и моими предками в день Мардж-Рахит".
А надо сказать, что день Мардж-Рахит - это день сражения, которое произошло
в местности, носящей такое название, близ Дамаска. В этот день сразились
Марван ибн аль-Хакам из рода Омайядов и ад-Даххак ибн Кайс аль-Фихри,
полководец Абдаллаха ибн аз-Зубайра. Тогда тоже была пятница и праздник
жертвоприношения, и счастье повернулось к Марвану, отвратившись от аль-Фихри,
так что в тот день было убито семьдесят тысяч воинов из племени Кайс
и других североарабских племен.
Об этом говорит Абд ар-Рахман ибн аль-Хакам:
Видно,
племени Кайс счастья не суждено.
Было при Мардж-Рахит племя побеждено.
Потом
Абд ар-Рахман ибн Муавия приказал своим людям собраться в путь и идти
всю ночь, чтобы наутро оказаться у ворот Кордовы. Обратившись к воинам,
он сказал: "Нашим пешим воинам будет трудно поспеть за конниками,
поэтому каждый из конных пусть посадит позади себя пешего воина".
Оглянувшись, он увидел молодого араба и спросил его: "Кто ты будешь,
молодец, и как твое имя?" Тот ответил: "Мое имя Сабик ибн
Малик ибн Язид, что значит "Опережающий, сын владеющего, сына увеличивающего".
И Абд ар-Рахман воскликнул: "Твое имя означает, что мы опередим,
овладеем и увели-чимся в числе! Садись со мной на коня, дай мне руку".
Этот юноша уцелел, и его потомков стали называть "Бану Сабик ар-Радиф",
а слово "радиф" означает пешего, которого конный взял с собой
в седло, посадив позади себя .
И войска выступили, и шли всю ночь, и наутро очутились в окрестностях
Кордовы. И когда войска аль-Фвхри и войска Абд ар-Рахмана выступили
на сражение, то их разделяла река на расстоянии мили. Полководцы приказали
остановиться у водоема, что ниже нории, как называют арабы оросительное
колесо. Первым, кто направил своего коня в реку из воинов Абд ар-Рахмана,
был Асим аль-Урь-ян, а за ним двинулись уже и пешие, и конные бросились
в воды и перешли реку, и аль-Фихри не смог остановить их. Сражение произошло
на ближнем к Кордове берегу, а потом Юсуф аль-Фихри обратился в бегство
и не смог скрыться в своей крепости. Абд ар-Рахман, оттеснив вра-гов
и продвигаясь вперед, захватил крепость, вошел в нее и первым делом
направился к кухням, приказывая на-кормить его людей. К нему вышли жена
и две дочери аль-Фихри, которые сказали: "О родич, соверши доброе
дело и окажи благодеяние, подобно тому, как Аллах оказал благодеяние
тебе!" Абд ар-Рахман ответил: "Я сделаю это, прикажи привести
вашего имама". Когда тот явился, Абд ар-Рахман приказал ему совершить
молитву вместе с его воинами, а потом велел отвести женщин к себе домой,
а сам остановился на эту ночь в крепости. Дочь аль-Фихри подарила ему
невольницу по имени Хулаль, которая стала матерью эмира Хишама, да помилует
его Аллах...
На следующее утро Абд ар-Рахман отправился в мечеть, где собрались все
жители Кордовы, и произнес пятничную проповедь, обещая всяческие блага
мусульманам. А Юсуф аль-Фихри, бежав с поля боя, направился в Гранаду,
чтобы укрепить ее против врагов. Абд ар-Рах-ман покинул Кордову, преследуя
Юсуфа, но, когда он находился уже далеко, ему стало известно, что сын
Юсуфа, обитавший в Мериде, узнав о том, что случилось с его отцом, тайно
отправился в Кордову и в отсутствие Абд ар-Рахмана проник в крепость.
Абд ар-Рахман поспешно возвратился, и сын Юсуфа, узнав о его приближении,
бежал в Толедо. Тогда Абд ар-Рахман, оставив надежного человека в крепости
Кордовы, вернулся в Гранаду и осадил ее. А тем временем аль-Фихри прибыл
в Толедо и был там убит одним из своих прежних сторонников. Так Абд
ар-Рахман стал правителем всей Андалусии, и ему покорились все области...
После эмиров Абд ар-Рахмана, Хишама и аль-Хакама власть перешла к эмиру
Абд ар-Рахману II, сыну аль-Хакама, да будет доволен ими Аллах! Он правил
наилучшим образом и проявлял постоянную благосклонность к ученым людям,
сочинителям и поэтам, так что наука и образованность процветали в дни
его правления. И он жил, творя добро, и подданные отвечали ему благочестием
и достойным поведением. Он совершал множество походов в земли неверных,
то сам, то посылая туда войска под главенством своих военачальников.
Абд ар-Рахман был осторожен в выборе людей, которые исполняли обязанности
кади. Он назначил на этот пост аль-Кураши, но потом сместил его. А произошло
это из-за слов, которые произнесла какая-то женщина: обра-щаясь к Кураши,
она сказала ему: "О сын халифов, посмотри на меня и будь справедлив,
как Аллах справедлив к тебе". И кади аль-Кураши не возразил ей
и не поправил ее, сочтя слова ее неподобающими его сану. И Муса ибн
Джудайр, старший казначей Абд ар-Рахмана, донес халифу, сказав, что
произошло у кади с той женщиной, и добавив: "Тот, кто не препятствует,
чтобы его называли "сыном халифов", пытается умалить твою
власть, о повелитель правоверных!"
Одним из самых приближенных людей к Абд ар-Рах-ману был литератор и
поэт Убайдаллах ибн Карломан, сын Бадра-пришельца. Однажды поэт Зирьяб,
о котором сложено много преданий, спел в присутствии Убайдал-лаха стихи
Аббаса ибн аль-Ахнафа:
Зулум-обидчица
спросила между делом:
"Скажи мне, почему так исхудал ты телом?"
"О ты, пронзившая без промаха мне сердце,
В кого еще попасть жестоким этим стрелам?"
Абд
ар-Рахман сказал: "Первые строки не связаны с последующими, между
ними обязательно должны быть такие слова, которые бы сделали смысл более
ясным". Тогда Убайдаллах ибн Карломан сказал:
Зулум-обидчица
спросила между делом:
"Скажи мне, почему так исхудал ты телом?"
Как жемчуг с нитки, слезы крупные роняя,
Ответил я в моем томлении несмелом:
"О ты, пронзившая без промаха мне сердце,
В кого еще попасть жестоким этим стрелам?"
И
Абд ар-Рахман обрадовался этому дополнению и богато одарил Убайдаллаха.
Абд ар-Рахман ибн аль-Хакам первым из правителей Андалусии принял сан
халифа, он же первым ввел обычай, чтобы вазиры являлись в его дворец
и высказывали свое мнение по различным вопросам, и потому у него были
такие вазиры, которых не было ни у одного халифа ни до, ни после него,
как, например: Абд аль-Карим ибн Мугис, Иса ибн Шухайд, Юсуф ибн Вахт
и многие другие.
Абд ар-Рахман ибн аль-Хакам приказал расширить кордовскую мечеть, и
постройка эта почти завершилась при его жизни, кроме незначительных
доделок, которые были сделаны уже при эмире Мухаммаде. Абд ар-Рахман
построил также мечеть в Севилье и обнес стеной Кордову, когда столице
стали угрожать набеги северных язычников в двести тридцатом году. Это
первое упоминание о них, когда они напали на Андалусию, и испуганные
жители халифата покинули в страхе Севилью и искали убежища в Кармоне
и в горах, окружающих Севилью, и никто из жителей запада Андалусии не
осмелился сражаться с северными язычниками...
Использованная
|