Бартоломе Эстебан Мурильо (1617 - 1682)
Именем этого выдающегося живописца заканчивается расцвет испанского искусства . Художник мягкого лирического склада, очень щедро одаренный, не знавший трудностей ни в одном жанре живописи, он рано приобрел широкую известность не только в Испании, но и за ее пределами .В XIX веке его часто ставили выше всех других живописцев, однако в XX веке его имя стало все менее и менее привлекать к себе внимание. В результате, творчество мастера оказалось изученным гораздо меньше, чем оно того заслуживает. Литература о нем скупа.
Мурильо родился и вырос в Севилье . Он сменил Сурбарана на должности главного художника города . Большинство его произведений написано на сюжеты священной истории , по заказам церквей и религиозных братств . Но уже в ранний период творчества Мурильо проявляет большой интерес к бытовым темам . Также мастер любил писать детей . Почти все созданные им жанровые произведения - изображения маленьких бродяг , разносчиков , попрошаек .
Склонность Мурильо к отображению реальности определила характер его работ на сюжеты священной истории . Во всех картинах обнаруживает себя художник , черпающий вдохновение в окружающем , увлекательный рассказчик , который переносит в религиозные произведения наблюдения , почерпнутые в действительности . Во времена Мурильо героические идеалы в Испании были уже утрачены , их вытеснили интимные переживания . Мурильо также всегда привлекали сцены на открытом воздухе . Он был отличным пейзажистом , хотя этот жанр не выделился в его творчестве в самостоятельный .
Одна из центральных тем в искусстве художника - "Мадонна непорочного зачатия" . Легенда о непорочном зачатии Богоматери распространилась в XVI веке , она пользовалась большой популярностью в Испании . Существовал определенный канон , согласно которому мадонна должна была изображаться в виде девочки , стоящей на полумесяце , озаренной солнцем , увенчанной сиянием двенадцати звезд , в голубом плаще и белом платье , символизирующем ее чистоту . Мурильо создал свой тип мадонны . Это прелестная девушка , юная , целомудренная , с тонкими чертами лица и огромными задумчивыми глазами . Ее невесомая фигурка парит в небе , поддерживаемая ангелами . Художник воплощает в образе пречистой девы идеал женской красоты , для которого характерны не строгость и возвышенность , как это было , например , у Веласкеса , а миловидность и изящество .
Центральными
работами позднего творчества Мурильо являются картины , написанные для госпиталя
Каридад в Севилье .