В ГОСТЯХ У САЛЬВАДОРА ДАЛИ
Барельеф внутреннего дворика |
Портрет Авраама Линкольна |
Муза художника
|
Спальня великого гения |
Музей Дали |
Космический купол |
Меня всегда притягивала личность этого великого человека. Я много читал о Сальвадоре Дали, долго изучал его биографию, видел его шедевры в Мадриде, Барселоне, любовался скульптурными композициями в Марбелье. Теперь настала очередь Фигераса, города, жители которого всегда недолюбливали художника. Они воспринимали его как эксцентричную и безумную фигуру и часто укоряли, что Дали никогда ничего не сделает для своего города. Это был и камень в огород Галы, которая часто во всеуслышание заявляла, что терпеть не может Фигерас. Однако, все обернулось иначе. Дали в 1974 году организовал здесь свой музей. В 1849 году каталонский архитектор Жозеп Рока Брос спроектировал в Фигерасе здание городского театра, который впоследствии стал называться Музей Ампурдана. Дали стал уже известным художником, а в стенах музея не нашлось ни единого его полотна. Ситуацию следовало как-то решать, и за это взялся тогдашний мэр Фигераса Рамон Ровира, который обратился к Сальвадору с просьбой о пожертвовании для города. Дали думал недолго: в разрушенном театре непременно должен был быть музей. Его музей. Несколько
лет спустя в Мадриде Сальвадора Дали принимал сам Франко. Каудильо выразил
живой интерес к музею и сказал: "Вы должны преобразовать его в
Мекку западного Театр-музей расположился на площади Аутаменто. Именно здесь родился Сальвадор. Позже по его настоянию площадь переименуют в площадь Гала и Сальвадора Дали. Здесь художник распорядится посадить оливковое дерево и воздвигнуть две статуи: поэтов и философов Каталонии Рамона Люля и Франческо Пуйоля. Около фасада музея находится фигура водолаза в шлеме, что, по словам Дали, символизирует напоминание о "глубоком нырке в подсознание". На балконах располагаются женские фигуры, которые опираются на костыли и несут на головах батоны хлеба. Это символы Дали. Хлеб служит представлением святого причастия, а костыли символизируют смерть и воскрешение. Прежний зрительный зал теперь располагается под открытым небом. Это своеобразный внутренний дворик, в центре которого возвышается сюрреалистическая фигура Галы работы Эрнста Фухса и носящая название "Царица Эстер" и знаменитый кадиллак Сальвадора, который, как говорят, вначале принадлежал самому Аль Капоне. Позади автомобиля находится поднятая на большую высоту любимая лодка Галы, на которой она часто совершала небольшие путешествия в сопровождении молодых рыбаков и устраивала всякий раз любовные оргии с ними. Сцена
музея покрыта большим геодезическим куполом, или, как его часто называют,
космическим. Идея этого купола возникла не сразу, но Дали считал, что
именно этот купол будет концентрировать всю космическую энергию у себя
в музее, который он обозвал "Кинетической часовней". Помимо
купола отличительной особенностью музея являются знаменитые яйца, расположенные
на крыше. Происхождение их связывают с разными историями, выдвигается
много теорий. Вот, например, что пишет Д.Бона в книге "Гала-муза
Дали" про новый дом Сальвадора в Порт Льигате, что тесно соприкасается
вообще с ролью яйца в жизни этого "безумного гения": "Можно
сказать, что Дали, единственный архитектор своей casa, хотел создать
комнату для мифологических близнецов: здесь есть кровать Сальвадора
и кровать Гала, как есть Поллукс и Елена или Кастор и Клименестра, брат
и Вообще
музей представляет собой лабиринт комнат, темных и разных по размеру,
где можно заблудиться. Помимо его произведений, здесь можно встретить
такие безумные вещи как биде из Борделя "Ле Шабане", софу
розового цвета в форме губ Мэй Уэст, экстравагантную кровать в форме
раковины, которую поддерживают четыре дельфина и Дали
похоронен в театре-музее. Он стал последним "экспонатом" своей
Кинетической часовни, а его могила находится прямо над женским туалетом.
Сейчас уже вряд ли кто ответит на вопрос: это совпадение или случайность
? Одно лишь можно сказать с уверенностью - случайностей в нашей земной
жизни практически не бывает
|