Диего Родригес де Сильва и Веласкес родился в Севилье в 1599 году . Его отец был португальцем возможно с еврейской примесью , а мать - из рода идальго севильского происхождения . Молодой Веласкес , с детства поощряемый к живописи , в 1609 году проводит несколько месяцев в мастерской Эрера де Виехо и становится знаменитым в своем родном городе благодаря таланту художника , открывшемуся очень рано и скверному характеру . Спустя год , Веласкес начинает учиться у севильского художника Франсиско Пачеко , который дошел до нас только как учитель Веласкеса , но он также был большим знатоком и эрудитом в области литературы . Пачеко играл большую роль в аристократической и культурной жизни Севильи , пользовался большим престижем в церковных кругах , оказывал большое влияние на литературную жизнь города . В такой среде формировался характер молодого Веласкеса , вплоть до 1617 года , когда он сдает экзамен перед целым рядом севильских художников . Теперь он становится одним из них , имеет возможность открыть свою мастерскую и обзавестись учениками .
Год спустя к 19 годам Веласкес женится на дочери своего учителя Пачеко . В то время Веласкес , как и многие другие художники ( например Сурбаран ) его поколения получал заказы в основном на религиозные темы . На этом начальном этапе он очень усерден и достигает всего с невероятным мастерством ; сильный свет акцентирует четкие рельефы одновременно подчеркивая все , что находится на первом плане . К этому этапу принадлежат картины El Aguador de Sevilla и Dos Jovenes Comiendo , которые Веласкес хранит и привозит с собой в Мадрид , возможно чтобы показать свое мастерство .
В 1621 году умирает король Филипп III , его преемник Филипп IV благоволит одному знатному севильцу , несмотря на то , что он родился в Риме , дону Гаспару де Гузман , которого незамедлительно превращает в могущественного и влиятельного герцога де Оливарес . Возможно благодаря своему тестю Пачеко в 1622 году Веласкес попадает в Мадрид , где знакомится с самыми важными людьми Двора и впервые видит королевскую коллекцию живописи . В 1623 году , благодаря все тому же Пачеко , Веласкеса приглашают написать портрет молодого короля , который с этого момента активно начинает участвовать в жизни севильского художника . Король присваивает Веласкесу титул Кабальеро де Сантиаго , которого удостаивались люди лишь самых благородных кровей .
Уже будучи при Дворе , Веласкес обосновывается в Мадриде вместе с женой Хуаной Пачекой и дочерью Игнасией , родившейся в 1621 году ( в 1619 году родилась дочь Франциска , но она умерла ) . Семья покупает дом на улице Консепсьон Херонима . Веласкес полностью посвящает себя искусству и особенно своей новой роли придворного художника . Не стоит забывать , что при Дворе у Веласкеса появляются недоброжелатели , которые распустили слухи о том , что весь талант Веласкеса - рисовать головы . К сожалению из за пожара в Алькасаре картины этого времени не сохранились ( пожар 1734 года ) , хотя сохранились сведения о том , что самым важным полотном того времени была картина Expulsion de los moriscos , написанная в 1627 году , благодаря которой Веласкес смог доказать придворным сплетникам , что способен на большее , чем просто рисовать головы .
Из сохранившихся картин самая интересная , пожалуй Los Borrachos , картина на классическую тему , полная жизни и реализма ( можете убедиться в этом , если посетите эту , а также другие галереи великих живописцев ) . Постепенно техника Веласкеса улучшается и уже чувствуется влияние Венецианской школы .
В августе 1628 года в Мадрид приезжает Рубенс с письмами для герцогини Изабель Клары Эухении и с восемью огромными картинами для короля . Рубенс к тому времени был уже довольно известным художником , к тому же на 22 года старше Веласкеса . Он впечатлил Веласкеса настолько , что они вместе едут в Эскориал , где Рубенс делится своими знаниями в стиле барокко . После этого , с разрешения короля Веласкес 28 июня 1629 года отправляется в Италию . В Италии Веласкес проводит полтора года и мы знаем это точно , благодаря переписке Веласкеса с Пачеко .
Первой остановкой художника была Венеция , где Веласкес гостит в доме посла Испании , который оказывает ему всяческие почести , затем Веласкес едет в город Феррара , где такие же почести ему оказывает Кардинал Барберини . Однако Веласкесу не понравился Ватикан , главным образом благодаря его чопорности , что было несовместимо с темпераментным характером художника . Потом Веласкес переезжает в Villa Medicis , где находится около двух месяцев и заболевает лихорадкой . В связи с болезнью он переезжает в дом Монтеррея , который помогает пациенту и берет на себя все расходы по лечению . Выздоровев , Веласкес уезжает в Неаполь , где знакомится с королевой Венгерской доньей Марией Австрийской и пишет ее портрет , который привозит потом в Испанию ее брату - испанскому королю .
По возвращению на родину , Веласкес был хорошо принят королем . Из этого периода сохранились такие полотна , как La fragua de Vulcano и La tunica de Jose de el Escorial . В 1631 году Веласкес снова становится придворным художником и Филипп IV желает , чтобы так было всегда . В этот период активность Веласкеса велика , потому что по инициативе герцога де Оливареса в Мадриде строится дворец Del Buen Retiro , для которого Веласкесу заказана серия семейных портретов Филиппа III , Филиппа IV , их жен и принцев . Для украшения стен королевских покоев также заказываются картины , посвященные великим сражениям , показывающим триумф Монархии . Показательной картиной этого времени является La rendicion de Breda или Las Lanzas . Для одной из башен дворца , где король планирует пинакотеку Веласкес рисует серию портретов членов королевской семьи , также он рисует картины на литературные и мифологические темы , например El Esopo . Для покоев королевы Веласкес пишет La coronacion de la virgen .
Во второй раз Веласкес уезжает в Италию с герцогом де Македа , который едет сопровождать невесту короля донью Марину Австрийскую . Веласкес имеет поручение от короля собрать картины и фрески для королевской коллекции . В Риме Веласкес прожил целый год и , благодаря его статусу , ему открываются двери Ватикана , где он пишет портрет папы Иннокентия X . Холст впечатлил римлян , и Веласкеса приглашают в Академию св. Лукаса и Академию Виртуозов Пантеона . Надо сказать , что на этой картине показывает каждую грань жестокого характера папы . Она , как и Las Meninas одна из самых знаменитых картин художника . В Риме Веласкес также пишет портрет своего слуги и ассистента Хуана де Парехи , который везде сопровождал его .
По приказу короля Веласкес снова отбывает в Испанию . Картины и скульптуры , которые живописец привез с собой очень понравились королю , любовь и нежность которого по отношению к Веласкесу усилились и продолжались до самой смерти художника . В Испании для украшения Алькасара Веласкес пишет полотна на мифологические сюжеты . До наших времен сохранились полотна Mercurio и Ergos . В это время Веласкес часто пишет инфанту Маргариту , а также создает Las Hilanderas и Las Meninas . на этом полотне действие происходит в апартаментах Дворца , где художник пишет портрет короля и королевы , которые впрочем отражаются в зеркале , висящем на стене . Рядом с художником находится маленькая принцесса по имени Маргарита , окруженная своей свитой : двумя дамами , карликами и слугой . Одна из дам подает принцессе стакан воды , другая делает ей реверанс , выражая свое уважение . Дверь открыта , и в нее в комнату проникает свет . Смена розовых , красных , золотых и зеленых цветов костюмов присутствующих придают большую глубину и перспективу картине .
Вскоре Веласкес получает заказ на декорирование венчания старшей дочери короля инфанты Марии Терезы с королём Франции Луисом XIV. Оформление всей церемонии , декорации - всё это было сделано Веласкесом и возможно из-за столь высокой нагрузки художник возвращается в Мадрид больным , не выдерживает сердце : он умирает . Случилось это в августе 1660 года . Через семь дней после его смерти не стало и его жены .Веласкес был похоронен в церкви св. Хуана Батисты , которая во время войны за независимость была разрушена , поэтому останков живописца не сохранилось . В 1961 году на месте , где стояла церковь была поставлена памятная колонна - сегодня это площадь Plasa Ramales .