Франсиско
де Сурбаран родился в Фуэнте де Кантос - это маленький городок в
Эстремадуре. Художественные навыки он получил у севильского ремесленника,
занимавшегося росписью скульптуры. Окончив обучение, Сурбаран возвратился
в родные места, жил и работал в Льерене, а в 1628 году был приглашен
на должность главного художника Севильи. Слава его при жизни была
очень громкой. Творчество мастера сложилось под влиянием средневекового
искусства, произведений нидерландских и итальянских мастеров, имевшихся
в церквах и частных собраниях Севильи. Сурбаран знал и европейскую
гравюру. В его картинах сильны отголоски деревянной пластики, столь
распространенной в Испании. В целом, Сурбаран художник очень самобытный,
с ярко выраженной индивидуальной манерой.
Сурбаран почти всю жизнь работал для монастырей Севильи и ее окрестностей.
В XVII веке столица Андалусии стала самым богатым и оживленным городом
Испании. Атмосфера города способствовала расцвету художественной
жизни. Здесь любили танцы, музыку, театр ; церкви и монастыри отличались
великолепным убранством. В Севилье быстро находили отклик новые
веяния в искусстве. Они живо обсуждались в гуманистических кружках,
которые назывались в то время Академиями. Со столицей Андалусии
связан расцвет испанской живописи XVII столетия.
В 30-е годы севильский мастер часто обращался к героическим мотивам
- они звучат и в его исторических полотнах, и в картинах на религиозные
темы. К таким произведениям можно отнести "Св.Лаврентий",
написанный в 1636 году для монастыря св. Иосифа. По преданию, Лаврентий
был первым дьяконом римской церкви. Враги заживо сожгли его на решетке.
Сурбаран изображает святого с орудием пытки. Согласно сложившейся
в Испании традиции, лицо святого индивидуализировано. Известно,
что художник использовал здесь портрет монаха, написанный им в конце
20-х годов.
Пейзажный фон появляется в картинах Сурбарана только в 30-е годы.
Интерес к сценам на открытом воздухе вообще характерен для испанских
художников этого времени. В поздних работах мастера нарастает созерцательность,
появляется настроение одиночества, тоски. Так, трагичная сама по
себе тема "Распятия" приобретает у Сурбарана особую мрачную
трактовку.
Сурбаран прожил достаточно долгую и интересную жизнь, и умер в Севилье
в 1664 году.
Апостол Андрей, 1630
***
Непорочное зачатие
***
Оборона Кадиса от англичан, 1634
***
Отрочество Богоматери, 1660
***
Распятие Христа, 1650
***
Св. Бонавентура на смертном ложе, 1629
***
Св. Елизавета Португальская
***
Св. Антоний Аббат
***
Св. Франциск на коленях, 1635 - 1639
***
Используйте
"Выбор страницы" для перемещения по разделам этой части
сайта