ИСТОРИЯ ИСПАНИИ. КОНКИСТАДОЫ. КАБЕСА ДЕ ВАКА

От создателей (авторы)

Гонсалес Гальего - испанец, пишущий по-русски

Вино в Испании

Архив путешественника

Рецепты от Шефа

Шум времени

Искусство показа Барселоны

Испанский язык

Великие испанцы

Музыкальная шкатулка

Архитектура Испании

Лион Фейхтвангер: отрывок из романа "Гойя"

Калейдоскоп

Спортивная жизнь

Туристам на заметку

Грохот орудий

 

Фотоальбом

Танцуй, Испания

Ссылки

...Моя библиотека

Вы находитесь на сайте Александра Хохлова "Моя Испания" http://souvorova.narod.ru
Письмо автору

Альвар Нуньес Кабеса де Вака

Кабеса де ВакаПервые контакты европейцев с жителями Флориды приходятся на самое начало XVI века. В 1511 году семеро кубинских поселенцев снарядили два корабля, собрали несколько отрядов и отправили их на "охоту на индейцев". "Охотники" добрались до Флориды, где были радушно встречены населением. Заманив индейцев на корабли, испанцы неожиданно подняли паруса и поплыли на Кубу. Таковы были первые контакты коренных жителей Флориды с европейцами. Официально же Флорида была присоединена к испанской короне в 1513 году Хуаном Понсе де Леоном. В 1526 году право на завоевание и управление уже открытой, но еще не исследованной Флориды перешло Памфило Нарваэсу, человеку крайне жестокому, уже отличившимся своими бесчинствами на Кубе. Участником экспедиции Нарваэса был казначей, а также королевский прокурор будущей провинции Флориды Кабеса де Вака(Коровья голова).

Альвар Нуньес Кабеса де Вака родился в Эстремадуре предположительно в 1490 году. Род Нуньеса Кабесы де Вака довольно известен в испанской истории. По материнской линии он берет свое начало в XIII веке, когда крестьянин Мартин Альаха во время войны с маврами нашел незащищенную дорогу в их лагерь при Лас Навас де Толоса ; отметив ее коровьими черепами, он сумел вернуться к христианам и провести их в тыл врага. Произошло сражение, в результате которого мавры были разбиты. Санчо, король Наварры, пожаловал Мартину Альахе дворянское звание. С тех пор Мартин Альаха и его потомки носили имя Кабесы де Вака. Среди потомков Мартина было много известных людей, один из которых стал магистром ордена Сан-Дьего, другой - Педро де Вера, дед Альвара Нуньеса, прославился как завоеватель Канарских островов.

В 1511 году Кабеса де Вака принял участие в экспедиции, которую король Фердинанд направил в Италию на помощь папе Юлию II. В 1513 году он вернулся в Испанию, в Севилью, и поступил на службу к герцогу Мединасидония. Таким образом к началу экспедиции Кабеса де Вака уже обладал значительным военным опытом, и, возможно, именно поэтому был назначен на столь высокие должности. Экспедиция Нарваэса была обречена с самого начала. Причин неудач много, среди которых и неточность географических знаний, и жажда легкой наживы, которая не могла идти на пользу всему предприятию. Нарваэс и большая часть экспедиции погибли, а лодка Кабесы де Вака закончила свое плавание у небольшого острова, которому испанцы дали выразительное название - остров Злосчастья(Mal Hado). Отсюда в 1534 году и начинаются странствия Кабесы де Вака и его спутников, о чем он впоследствии напишет в своей знаменитой книге "Кораблекрушения"(сначала это был просто отчет королю, а затем в 1542 году книготорговец Медины дель Кампо - Хуан Пабло Мусетти, которому Кабеса де Вака оставил черновик отчета, издает его отдельной книгой).

Маршрут Кабесы де Вака, составляющий примерно 5500 километров, пролегал через территории современных штатов Техас, Нью-Мексико и Аризону. Испанцы пересекли Рио-Гранде и дошли до верховьев реки Синалоа, где наконец встретили отряд испанцев и были отправлены в Мехико. Ниже мы приведем несколько наиболее интересных отрывков из книги "Кораблекрушения", где автор описывает свои невероятные злоключения, а также первым описывает нравы и обычаи местных индейцев, а это были семинолы, апачи, тимуква и другие многочисленные племена, населявшие Флориду.

"Когда начинали строить лодки, у нас в отряде был только один плотник, но мы проявили такое прилежание, что с четвертого дня месяца августа по двадцатое дня месяца сентября закончили пять лодок. Лодки просмолили варом, его приготовил из сосновой живицы один грек. по имени дон Теодоро ; из тех же волокон пальмит и из лошадиных хвостов и грив сплели канаты и снасти, из рубашек сделали паруса, а из можжевелового дерева, что там росло, весла, которые, как мы думали, будут нам необходимы. И такова была эта земля, куда по грехам нашим мы попали, что лишь с большим трудом удалось найти на ней камни для якорей и для того, чтобы придать устойчивость нашим лодкам. Мы также содрали целиком кожи с лошадиных ног и выдубили их, чтобы сделать бурдюки для пресной воды".

"Обычно своих мертвых индейцы хоронят, но если среди них есть знахари, то мертвых сжигают, а пока огонь горит, устраивается большой праздник и все пляшут ; из костей они делают порошок, и, когда пройдет год, во время панихиды все пускают себе кровь, а родственникам покойного дают выпить порошок из костей, разведенный в воде. Каждому разрешается иметь одну жену, но знахари имеют двух или трех. Когда чья-нибудь дочь выходит замуж, тот, кто берет ее в жены отдает ей все, что убьет на охоте, а она относит это в дом своего отца, не смея ни взять, ни съесть что-нибудь из добычи ; а из дома отца она приносит еду своему мужу. Ни отец и ни мать не могут входить в дом ее мужа, а муж не может входить в дом тестя, или в дом шуринов…Существует там еще такой обычай, что, когда у кого-нибудь умрет ребенок или брат, те, кто жили с ним, три месяца не ищут себе еды и об их пропитании заботятся родственники и соседи".

"Способ, которым лечатся индейцы, таков : когда они заболевают, то зовут знахаря, а после того, как он их вылечит, отдают ему не только все. что у них есть, но даже собирают для него разные вещи у своих родственников. Само же лечение состоит в том, что знахарь делает небольшой надрез в том месте. где ощущается боль, и сосет кожу вокруг надреза. Делают они также прижигания огнем, что считается среди них очень полезным".

"Все люди на этой земле ходят голыми, только женщины прикрывают некоторые части своего тела шерстью, которая растет на стволах деревьев. Девушки носят оленьи шкуры. Все, что эти люди имеют, они строго делят между собой. У них нет сеньоров. Имеется у них такой обычай : когда люди знакомы и время от времени навещают друг друга, то прежде чем начать говорить, они полчаса сидят и плачут, а затем тот, к кому пришел гость, поднимается первым и отдает ему все. что у него есть, а гость это принимает и спустя некоторое время уходит со всем добром ; иногда, приняв подношение, гости уходят, не сказав ни слова".

"Главное их питание составляют коренья двух или трех видов, и они ищут их по всей земле ; коренья эти очень плохие, и люди, которые их едят, от них пухнут. Но так велик голод у индейцев в тех землях, что без кореньев они не могут обойтись. Иногда они убивают оленей, временами ловят рыбу ; но это случается так редко, а голод среди них так силен, что едят они и пауков, и муравьиные яйца, и червяков, и разных ящериц. и змей, даже ядовитых, укус которых смертелен для человека ; едят они и землю, и дерево, и все, что у них есть, даже олений навоз и еще другое, о чем я не буду рассказывать ; но думаю, однако, что если бы в этой земле были камни, то и их бы индейцы, наверное, ели. Они сохраняют кости и другие остатки от рыб и змей, которых едят, а потом их смалывают и едят полученную муку".

Мужчины у них не работают и не носят тяжестей, их носят женщины и старики. Среди них встречаются такие. которые грешат против естества. Большинство из них страшные воры, потому что, хотя у них все хорошо между собой поделено, стоит кому-нибудь на миг отвернуться, как его же сын или отец тащит у него все. что может. Они также большие лгуны и пьяницы, пьют же они какой-то напиток. Дома у них сделаны из циновок, натянутых на четыре связанных шеста ; каждые два или три дня они их взваливают на спину и в поисках пищи переходят на другое место".

"Лучшая пора у них - когда они едят туны(растения семейства кактусовых), потому что тогда они не голодают и проводят все время в плясках ; а едят они туны и днем и ночью …Много раз, когда мы были с ними и случалось нам голодать по три или четыре дня, они, желая развеселить нас, говорили, чтобы мы не горевали, ибо скоро будут туны, и все мы будем вдосталь есть их и пить их сок …и голод пройдет совсем ; а от того времени и до времени, когда туны поспевали для еды, проходило пять или шесть месяцев …".

"На этой земле есть много оленей и других животных и птиц. Водятся там и коровы (имеются в виду бизоны ; Кабеса де Вака был первым европейцем, увидевшим бизона ; также под оленями следует понимать антилоп), из которых индейцы делают накидки, которыми прикрываются, а также изготавливают обувь и круглые щиты".

"…мы ходили по этой земле голыми…от солнца и воздуха на спине и груди у нас появлялись лишаи, доставлявшие нам жестокие страдания, ибо нам приходилось носить на себе большие тяжести ; а веревки, которыми мы эти тяжести обвязывали, растирали нам руки, вся земля вокруг была там суровой, а лес таким, что нередко, когда мы ходили в него за дровами, шипы и колючки раздирали нам все тело, так что мы под конец истекали кровью. Часто я терял столько крови, заготавливая дрова, что потом не мог ни нести их на спине, ни тащить волоком".

"Я торговал с индейцами гребнями, которые сам делал…иногда мне давали скоблить и мять кожи ; дни, когда я скоблил кожи, были для меня самыми счастливыми, потому что я скоблил из всех сил, а соскребыши съедал, и этого мне хватало на два или три дня. Случалось. что эти индейцы, так же как и те. у которых мы жили раньше, давали нам кусок мяса, и мы съедали его сырым. потому что если бы мы начали его жарить, то первый же индеец, оказавшийся рядом, мог взять его у нас и съесть ; мы считали. что не стоит испытывать судьбу, к тому же мы не очень горевали от того, что ели мясо сырым - оно шло у нас не хуже. чем жареное. Такова была жизнь, которую мы там вели. и так мало еды мы могли получить в обмен на товары, сделанные нашими же руками".

"Если в какой-нибудь деревне завязывается спор или начинается ссора, то те. кто поссорились, бьют друг друга кулаками и палками до полного изнеможения и тогда расходятся…но как бы не были индейцы озлоблены, они никогда не хватаются за лук и стрелы ; а после ссоры уходят жить в поле…Когда же их злоба проходит, они без всякого гнева возвращаются в деревню и снова становятся друзьями, будто между ними ничего не было".

"По всей той земле индейцы одурманивают себя дымом, и за это они отдают все, что у них есть. Опьяняют они себя и питьем, которое изготавливают из листьев деревьев, таких, как. например. дуб. Они кладут листья в сосуды и раскаливают их на огне, а затем. когда листья достаточно прокалятся, наполняют сосуды водой и опять ставят на огонь ; когда вода закипит два раза, ее выливают в пустой кувшин, охлаждают в половинке калабасы (емкость из тыквы), и когда образуется много пены, то пьют этот напиток таким горячим, какой только можно вытерпеть…".

"Каждый месяц, когда у женщин наступают их дни, они собирают еду только для себя. потому что никто не станет есть пищу, которую женщина приносит в такое время. Когда я там был, то видел среди индейцев разную чертовщину, так, я видел мужчину, женатого на другом мужчине, а были они оба подобны женщинам : бессильные, занимались женскими делами и одевались как женщины, они бросили лук и носили тяжести".

Вот лишь некоторые эпизоды из жизни Кабесы де Вака среди индейцев Флориды. В дальнейшем он был назначен аделантадо и губернатором Ла-Платы. В 1540 году Кабеса де Вака на свои средства снарядил экспедицию и вновь отплыл в Америку. Эта экспедиция носит название "спасательной". Дело в том. что в Буэнос-Айресе, основанном Педро де Мендосой в 1537 году, испанцы находились в чрезвычайно тяжелых условиях : город был разрушен, не прекращались, по вине самих же испанцев, столкновения с индейцами, среди конкистадоров царил хаос, сам Мендоса вернулся в Испанию.

Кабеса де Вака высадился с большим отрядом на острове Санта-Катарина, переправился на материк и совершил переход к Асунсьону. Он первым пересек южный выступ Бразильского нагорья и мирно довел свой отряд до цели. Кабеса де Вака пытался наладить мирные отношения с индейцами, а также наладить дисциплину среди испанцев, за что вскоре поплатился : в 1544 году подчиненные ему отряды взбунтовались, арестовали Кабесу де Вака, заковали в цепи и отправили в Испанию. Вскоре его дело рассматривалось в Совете по делам Индий. Кабеса де Вака был осужден (мотивы осуждения неизвестны) и сослан на восемь лет в Северную Африку, однако был помилован, вернулся домой, где ему предложили пост судьи в Верховном суде Севильи. О последних годах жизни Кабесы де Вака ничего не известно, даже дата его смерти - 1564 год - не вполне достоверна.

***

Используйте "Выбор страницы" для перемещения по разделам "Шум времени":