МОЯ ИСПАНИЯ. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАТАЛОНИИ. В ГОСТЯХ У САЛЬВАДОРА ДАЛИ

От создателей (авторы)

Гонсалес Гальего - испанец, пишущий по-русски

Вино в Испании

Архив путешественника

Рецепты от Шефа

Шум времени

Искусство показа Барселоны

Испанский язык

Великие испанцы

Музыкальная шкатулка

Архитектура Испании

Лион Фейхтвангер: отрывок из романа "Гойя"

Калейдоскоп

Спортивная жизнь

Туристам на заметку

Грохот орудий

 

Фотоальбом

Танцуй, Испания

Ссылки

...Моя библиотека

Вы находитесь на сайте Александра Хохлова "Моя Испания" http://souvorova.narod.ru
Письмо автору

В гостях у Сальвадора Дали

Меня всегда притягивала личность этого великого человека. Я много читал о Сальвадоре Дали, долго изучал его биографию, видел его шедевры в Мадриде, Барселоне, любовался скульптурными композициями в Марбелье. Теперь настала очередь Фигераса, города, жители которого всегда недолюбливали художника. Они воспринимали его как эксцентричную и безумную фигуру и часто укоряли, что Дали никогда ничего не сделает для своего города. Это был и камень в огород Галы, которая часто во всеуслышание заявляла, что терпеть не может Фигерас. Однако, все обернулось иначе. Дали в 1974 году организовал здесь свой музей.

В 1849 году каталонский архитектор Жозеп Рока Брос спроектировал в Фигерасе здание городского театра, который впоследствии стал называться Музей Ампурдана. Дали стал уже известным художником, а в стенах музея не нашлось ни единого его полотна. Ситуацию следовало как-то решать, и за это взялся тогдашний мэр Фигераса Рамон Ровира, который обратился к Сальвадору с просьбой о пожертвовании для города. Дали думал недолго: в разрушенном театре непременно должен был быть музей. Его музей.

Несколько лет спустя в Мадриде Сальвадора Дали принимал сам Франко. Каудильо выразил живой интерес к музею и сказал: "Вы должны преобразовать его в Мекку западного искусства". В июне 1970 года Франко утвердил планы создания музея. Вообще же от первоначальной идеи музея до ее воплощения в жизнь прошло более 10 лет. Но так или иначе 23 сентября 1974 года музей был торжественно открыт.

Театр-музей расположился на площади Аутаменто. Именно здесь родился Сальвадор. Позже по его настоянию площадь переименуют в площадь Гала и Сальвадора Дали. Здесь художник распорядится посадить оливковое дерево и воздвигнуть две статуи: поэтов и философов Каталонии Рамона Люля и Франческо Пуйоля.

Около фасада музея находится фигура водолаза в шлеме, что, по словам Дали, символизирует напоминание о "глубоком нырке в подсознание". На балконах располагаются женские фигуры, которые опираются на костыли и несут на головах батоны хлеба. Это символы Дали. Хлеб служит представлением святого причастия, а костыли символизируют смерть и воскрешение. Прежний зрительный зал теперь располагается под открытым небом. Это своеобразный внутренний дворик, в центре которого возвышается сюрреалистическая фигура Галы работы Эрнста Фухса и носящая название "Царица Эстер" и знаменитый кадиллак Сальвадора, который, как говорят, вначале принадлежал самому Аль Капоне. Позади автомобиля находится поднятая на большую высоту любимая лодка Галы, на которой она часто совершала небольшие путешествия в сопровождении молодых рыбаков и устраивала всякий раз любовные оргии с ними.

Сцена музея покрыта большим геодезическим куполом, или, как его часто называют, космическим. Идея этого купола возникла не сразу, но Дали считал, что именно этот купол будет концентрировать всю космическую энергию у себя в музее, который он обозвал "Кинетической часовней". Помимо купола отличительной особенностью музея являются знаменитые яйца, расположенные на крыше. Происхождение их связывают с разными историями, выдвигается много теорий. Вот, например, что пишет Д.Бона в книге "Гала-муза Дали" про новый дом Сальвадора в Порт Льигате, что тесно соприкасается вообще с ролью яйца в жизни этого "безумного гения": "Можно сказать, что Дали, единственный архитектор своей casa, хотел создать комнату для мифологических близнецов: здесь есть кровать Сальвадора и кровать Гала, как есть Поллукс и Елена или Кастор и Клименестра, брат и сестра, родившиеся из двух яиц Леды. Для Дали Поллукс - это он, а Елена - Гала. Поллукс - потому, что он заменил Кастора, как и сам Дали - умершего брата; Елена - потому, что она самая прекрасная женщина в мире … и потому, что это и есть настоящее имя Гала. Елена и Поллукс - мечта о союзе братском и абсолютном, мечта о яйце, жаждущем слиться с другим яйцом. Это также мечта о союзе невозможном, инцесте между двумя существами, рожденными, чтобы любить друг друга и не имеющими права соединяться".

Вообще музей представляет собой лабиринт комнат, темных и разных по размеру, где можно заблудиться. Помимо произведений Сальвадора Дали, здесь можно встретить такие безумные вещи как биде из Борделя "Ле Шабане", софу розового цвета в форме губ Мэй Уэст, экстравагантную кровать в форме раковины, которую поддерживают четыре дельфина и другие. По музею хочется ходить долго и не спеша анализировать каждую деталь интерьера, каждое полотно. Единственное, что очень сильно раздражает - огромное количество туристов всех возрастов и национальностей, которые суетятся, жестикулируют, постоянно фотографируют и комментируют увиденное, хотя сам Дали запретил в стенах своего музея давать оценку его творениям.

Дали похоронен в театре-музее. Он стал последним "экспонатом" своей Кинетической часовни, а его могила находится прямо над женским туалетом. Сейчас уже вряд ли кто ответит на вопрос: это совпадение или случайность ? Одно лишь можно сказать с уверенностью - случайностей в нашей земной жизни практически не бывает.

Барельеф внутреннего дворика Портрет Авраама Линкольна Муза художника Музей Дали Спальня героя Космический купол
Барельеф внутреннего дворика Портрет Авраама Линкольна Муза художника Музей Дали Спальня гения Космический купол


Используйте "Выбор страницы" для перемещения по разделам этой части сайта: