|
|||||
Моя библиотека |
|
Архитектура Испании.Готика.
К 1250 году в Европе постепенно стал складываться готический стиль в архитектуре. Считается, что первые шаги в этом направлении были сделаны аббатом Сугерия, настоятелем аббатства Сен-Дени под Парижем. Именно при нем церковь аббатства стала перестраиваться. Для начала постараемся разобраться в самом термине "готика". Впервые он был применен по отношению к искусству в XVI столетии. Этим понятием определяли искусство доренессансное и неитальянское; нечто "варварское". Во времена возрождения готики в XVIII веке термин стал употребляться в отношении всего средневекового искусства вплоть до эпохи итальянского Ренессанса. Уже в XIX веке часть этого искусства назвали романским. Так готическим стали называть искусство, созданное между романским и ренессансным периодами. Испанская готика начала складываться приблизительно к XIII веку. Ее развитие протекало неравномерно в силу раздробленности королевства и влияния в различных историческим областях местных традиций или воздействия искусства арабов. Стиль проявил себя почти исключительно в храмовом зодчестве, в то время как светская архитектура сохраняла во многом верность диалогу с мавританской традицией. В Испании распространение новых архитектурных идей было медленным. Цистерианцы привнесли ряд готических приемов: это проявилось в форме арок и ребер свода, да и в самом использовании стрельчатых арок. Также свой отпечаток наложили мавританские приемы на трактовку готической системы невюрного каркаса : свод над средокрестием опирается на крестообразно расположенные арки, в пространстве между ними помещается восьмиконечная ажурная звезда. В Севильском соборе, воздвигнутом на месте мечети, кампанилой служит бывший минарет Хиральда; наиболее же ярко воздействие арабского искусства проявилось в кирпичных соборах, возводимых мусульманскими мастерами. Одно здание XII века, собор Авилы, в своем плане и архитектуре восточного фасада (начат до 1181 года) содержит элементы, восходящие, видимо к французскому Сен-Дени. Собор в Куэнке (начат около 1200 года) имеет явно готический характер: его основные части оживлены лепными и резными украшениями, высокие своды - шестичастные, а на капителях лиственный орнамент. В маленькой церкви Оспедериа в Ронсевальесе (начата в 1209 году) галерея трифория похожа на соборную. Первыми испанскими церквями, которые повторяли масштаб французских готических соборов, стали соборы в Бургосе (начат в 1222 году) и Толедо (начат в 1226 году). Для испанской готики характерны свободные фантазийные отступления от единого конструктивного замысла здания и многочисленные добавления к первоначальному плану в виде множества капелл и пристроек. Важнейшая особенность памятников испанской готики - это продолжение помещения хора с востока на запад, от апсиды до середины центрального нефа. Хор отделялся высокой декорированной перегородкой, за ней помещалась главная капелла, также огороженная стенкой. В капелле алтарь отгораживался от заалтарного пространства высоким, богато украшенным ретабло. Все это превращало капеллу в самостоятельную церковь внутри собора.
Городские соборы велики по размерам и, несмотря на пышный декор фасадов,
имеют сравнительно небольшие окна. Алтарь и хор освещались через окна
больших ажурных фонарных башен, особенно богато украшавшихся в эпоху
поздней готики (собор в Бургосе). В отличие от французских соборов,
пронизанных светом, в испанских господствует полумрак. Однако собор
в Леоне (1205-1288 годы) чуть ли не единственный, где стены почти
целиком заняты большими окнами с витражами. Используйте "Выбор страницы" для перемещения по разделам этой части сайта:
|