|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Августин де Бетанкур (1758 - 1824)
Имя этого человека известно очень немногим . Мало кто осведомлен, какую роль сыграл этот ученый с мировым именем (изобретатель, инженер, конструктор, один из основоположников теории машин и механизмов, архитектор, градостроитель, член Академии изящных искусств в Мадриде, член Экономического общества Испании, член Общества земледелия в Лондоне , член Академии наук в Мюнхене, член-корреспондент Национального института Франции) для России. Итак, все по порядку. Бетанкур Августин Августинович (Августин-Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия де Бетанкур и Молина) родился 1 февраля 1758 года на острове Тенерифе в городе Пуэрто де ла Крус в семье дворянина. В 22 года юноша покинул отчий дом в поисках знаний. Он окончил Академию изящных искусств, после чего был направлен за границу для изучения архитектуры, математики, механики. В 1798 году по поручению короля Испании Бетанкур принимает участие в установлении телеграфной связи с Кадисом. Тогда же создается Школа инженеров дорог и мостов, которую позднее переименуют в Корпус. С 1800 года Бетанкур становится Генеральным инспектором дорог и мостов, Интендантом провинций, член Совета Финансов, а с 1805 года - еще и Интендант армии и Генеральный директор почты. При чем же тут Россия, спросите вы ? А вот при чем. В 1807 году по рекомендации посла в Испании И.Муравьева-Апостола Бетанкур попадает в Россию. На российскую военную службу он был принят в чине генерал-майора и уже через год после приезда организовал институт Корпуса инженеров водяных и сухопутных сообщений в северной столице. коим и руководил в последующие 15 лет. В 1820 году по инициативе Бетанкура были открыты Школа кондукторов путей сообщения и Военно-строительная школа подготовки младших специалистов строителей и десятников, мастеров, чертежников для ведомства путей сообщения. что положило начало государственной системе специального среднетехнического образования в России. В начале XIX века Нижний Новгород становится центром международной торговли. При участии Бетанкура была построена Нижегородская ярмарка. Строительство было завершено последователями великого ученого. Среди них испанские инженеры Р.Бауса, И.Эспехо, французский архитектор О.Монферран, русские военные инженеры П.Готман, А.Рокоссовский, которые почитали за честь считать себя учениками Бетанкура. В настоящее время из зданий ярмарки сохранился Спасо-Преображенский собор. Созданный в 1804 году Мартосом памятник Минину и Пожарскому, Бетанкуром было предложено разместить в Нижегородском кремле, но потом было принято решение установить его на Красной площади в Москве. В 1818 году по просьбе нижегородского епископа Моисея Бетанкур принял решение по спасению собора Рождества Пресвятой Богородицы, построенного в 1703 году сподвижником Петра I купцом Строгановым. В настоящее время Строгановская (Рождественская) церковь является украшением города. Под началом Бетанкура построены комплекс зданий Экспедиции изготовления государственных бумаг , Монетный двор в Варшаве , первый постоянный мост через Малую Невку , мосты на Московском шоссе , в Петергофе и Туле ; Таицкий водопровод . При его участии созданы леса и подъемные механизмы для возведения колонн Исаакиевского собора , Александровской колонны на Дворцовой площади ; многоковшовый экскаватор для очистки Кронштадтского порта ; машины для Александровской хлопчатобумажной мануфактуры ( в Павловске ) ; усовершенствованно производство вооружения на Тульском оружейном и Казанском пушечном заводах . По проекту Бетанкура был сооружен более совершенный мост через Неву . В память об этом на Университетской набережной установлена стела с именем Бетанкура . Бетанкуром созданы научные основы образования инженеров путей сообщения по учебному плану , объединившему общенаучную , общеинженерную и специальную подготовки в одном вузе . Впервые учебный план высшего технического заведения включал такие дисциплины , как высшая математика и начертательная геометрия . Ко всему вышеперечисленному следует добавить , что Августин де Бетанкур изобрел первую машину для работы в шахте по добыче ртути , агрегат для очистки технологического угля , оптический телеграф , первым запустил в Мадриде воздушный шар , разработал мотальную установку для производства шерсти , придумал и воплотил в жизнь уникальный для того времени агрегат - водяную землечерпалку , а также машину для подводного спиливания свай . Если вам и этого мало , то читайте дальше . В 1817 году под руководством Бетанкура в Москве для проведения парадов был построен Манеж . Здание размером 166 на 44 метра было для своего времени уникальным : ведь оно выстроено без единой колонны . Министерство путей сообщения России 27 июля 1995 года учредило памятную медаль имени Бетанкура . Медалью за номером 2 награжден король Испании Хуан Карлос I .
Бетанкур скончался 26 июля 1824 года . Он похоронен в Петербурге на
Смоленском лютеранском кладбище и перезахоронен в 1979 году в Некрополе
Александро-Невской лавры . |