...Моя библиотека |
Искусство показа Барселоны
«Искусство показа Барселоны» - так называется эссе некоего англичанина Ивлина Во , написанное после смерти Антонио Гауди , но речь здесь пойдет вовсе не об этом литературном произведении . Любопытно другое : отношение к этому великому человеку его современников . Гауди не понимали и не любили . Почти все . Так пренебрежительную точку зрения англичан наиболее полно выразил сэр Николас Певзнер , который даже не включил Гауди в свою работу «Пионеры современного дизайна» . Однако неприятие Джорджа Оруэлла было более эмоциональным . В «Памяти Каталонии» он писал : «Я пошел взглянуть на собор , современный собор , который можно считать одним из наиболее уродливых сооружений в мире . Четыре его торчащих шпиля по форме в точности напоминают бутылки из-под рейнвейна . В отличие от большинства церквей Барселоны он не был разрушен во время революции – говорят , его пощадили из-за «художественной ценности» . Думаю , анархисты проявили дурной вкус , не взорвав его , когда им представилась такая возможность …» . Даже в самой Барселоне Гауди был не моден . Молодой Пикассо предостерегал против Гауди , а критик Эухенио дОрс пытался окончательно добить его . К моменту прихода Примо де Ривера в 1923 году стиль Гауди уже не был в новинку . Более холодный средиземноморский классицизм , служивший , по мнению многих , отражением истинного каталонского духа , сменил «острый» юмор Гауди . Парадоксально , но окончательно погубили Гауди похвалы , которые расточал его произведениям Сальвадор Дали в выпуске журнала «Минотавр» в декабре 1933 года . Дали разобрал на составляющие , нарезал и расплавил его искусство . Всего одной статьей Дали для целого поколения поставил на архитектуру Гауди клеймо «tapas» искусства . Репутация Гауди страдала и от других , не менее известных людей , таких как баскский философ и писатель Мигель де Унамуно , который характеризовал его архитектуру как «пьяное искусство» . Оливер Сакс использовал здания Гауди для диагностики синдрома Туретта . Певзнер в своей работе «Антирационалисты» ( 1973 ) поставил Гауди в один ряд с такими чудаками от архитектуры , как французский почтальон Шеваль , который в течение тридцати трех лет по дороге домой наполнял свою тачку камнями , чтобы построить инкрустированный перламутром Идеальный дворец . Подобное принижение творчества Гауди было обусловлено модой и вкусом . Больше всего критикам Гауди была не по душе непокорная вульгарность его строений , то , что Т.Г.Джексон в 1904 году определял как «сознательное стремление к новизне и эксцентричности , которое является главным из всех мотивов искусства» . Они видели в Гауди архитектора , «до такой степени ослепленного очарованием декоративности , что он доводит ее до абсурда» . Многие считали , что его архитектура является не более чем архитектурной ересью , тупиком . Все двадцатое столетие Гауди оставался изолированным , но то же самое происходило и с другими испанскими гениями . Ортега-и-Гассет предположил , что такова судьба испанского характера : «Время от времени появляется гений , но его работа , неожиданная и изолированная сама по себе , не в состоянии поднять средний уровень национальной продукции . Между ним , одинокой личностью , и массами нет посредников и по этой причине нет связи . И все это несмотря на то , что даже эти редкие испанские гении всегда наполовину принадлежали народу и что их работы никогда не могли полностью освободиться от налета вульгарности и общедоступности» . Большинству критиков Гауди было удобно рассматривать
его как одинокого гения : непонятого , немного сумасшедшего , эксцентричного
, - как последнего романтика . В каталонском фольклоре фигура Гауди
была низведена до легко узнаваемого типажа – аскетичного отшельника
от архитектуры . Как будто архитектура была его монашеским орденом
. Эпитафия , которую сам себе выбрал Гауди , была очень скромной :
«Fa Goig» – «Возрадуйтесь!»
Используйте "Выбор страницы" для перемещения по разделам этой части сайта:
|