ИНКВИЗИЦИЯ
|
|
|
|
|
Аутодафе |
Аутодафе |
Аутодафе |
|
Дело
Алонса Санчеса |
|
|
|
|
|
|
Орудия
инквизиции |
Инквизиция |
Торквемада |
Сжигание
книг |
Санбенито |
Инквизиция
возникла из-за того, что католическая церковь стала утрачивать свою
силу, а также терять верующих. Были также и материальные причины (например,
поддержка доносчиков и палачей, борющихся с инаковерующими). В Испании,
кроме того - это была ненависть к евреям, т.к. евреи были весьма заметны
в обществе и богаты; помимо этого правители мавров выказывали евреям
всяческое расположение, чего обычные испанцы редко видели по отношению
к себе. Напоследок стоит заметить, что евреи были известны как практикующие
магию, что по тем временам шло вразрез с устоями церкви. В Испании
точной даты основания святой инквизиции не известно: одни исследователи
предлагают считать годом основания трибунала 1484, поскольку к этому
году учреждения инквизиции уже вполне оформились, для других ориентиром
служит булла 1483 года, в которой папа назначил инквизитором Томаса
де Торквемаду, третьи - и вовсе указывают еще более ранние даты. В
1224 году инквизиция существовала уже в Италии под ведением доминиканских
монахов. Это подтверждается узаконением Фридриха II, опубликованным
в Падуе против еретиков 22 февраля двенадцатого индикта, что соответствует
указанному выше году. Закон этого императора гласил, что еретики,
осужденные Церковью и преданные ею светскому правосудию будут наказаны
соответственно их преступлению; если боязнь казни приведет кого -
либо из них к воссоединению с Церковью, он будет подвергнут канонической
епитимьи и заключен пожизненно в тюрьму ; еретики , вернувшиеся в
лоно церкви , обязуются отправляться на поиски других виновных , пока
их не обнаружат ; произнесший отречение от ереси в смертный час, а
затем вторично впавший в нее по выздоровлении одинаково будет подвергнут
смертной казни; преступление оскорбления Божия величества сильнее
преступления оскорбления величества человеческого ; так как Бог наказывает
детей за грехи отцов , то и дети еретиков , до второго поколения ,
будут объявлены неправоспособными к занятию общественной должности
и пользованию почетом , исключая детей , сделавших донос на своих
отцов , который в силу этого должны считаться невинными. В 1232 году
в силу буллы Григория IX в Испании была принята первая инквизиция
. Том начали преследовать еретиков на основании общих узаконений уголовного
права , которые были применены к частному преступлению ереси на Веронском
, Римском и Тулузском соборах , согласно с другой буллой того же папы
. В следующем году к этому кодексу были прибавлены новые статьи ,
и на этой базе Таррагонский собор 1242 года установил для испанских
инквизиторов особые правила , которые можно назвать первоначальной
и подлинной инструкцией святого трибунала испанской инквизиции . Вот
самые основные моменты производства дел в трибуналах : n Когда священник
получал от папы назначение на должность инквизитора , он писал об
этом королю. Государь выдавал ему вспомогательную королевскую грамоту
, обязывающую все трибуналы городов , через которые инквизитор должен
был проезжать для выполнения своих обязанностей под страхом строжайших
наказаний , доставлять ему всякую помощь : арестовывать всех лиц ,
на которые он укажет как на еретиков или подозреваемых в ереси ; посылать
их в назначенные места и подвергать наказаниям , к которым он их приговорит
; n когда инквизитор прибывал в город , где предполагал приступить
к деятельности , он официально извещал об этом начальника города .
Комендант города представлялся посланному инквизицией и давал клятвенное
обещание выполнять все законы против еретиков . Если этот чиновник
отказывался повиноваться , инквизитор прибегал к отлучению его от
Церкви ; n затем инквизитор назначал праздничный день , приглашал
главу города вместе с народом в церковь , проповедовал там и объявлял
жителям налагаемое на них обязательство доносить на еретиков , а затем
велел прочесть указ , которым повелевалось , под страхом отлучения
от Церкви , сделать в предписанный срок указанные доносы ; n после
этого инквизитор объявлял , что лица , виновные в ереси , которые
до предания их суду и до истечения льготного времени сами явятся для
обвинения себя , получат отпущение и должны будут подвергнуться лишь
легкой канонической епитимьи , но если по истечении этого срока (
обычно месячного ) они дождутся , что на них поступит донос , они
будут преследуемы по всей строгости закона ; n если в этот льготный
промежуток времени поступали доносы , они записывались в особую книгу
. Им , однако , не давался ход до тех пор , пока не видно будет ,
не явится ли оговоренный по собственному почину ; n по истечении срока
вызывали доносчика и объявляли , что для открытия истины имеются три
способа судопроизводства : обвинение , донос и инквизиция . Его спрашивали
, какому он отдает предпочтение . Если он указывал на первый , его
приглашали для обвинения оговоренного , но предупреждали , чтобы он
подумал о грозящем ему возмездии , если он окажется клеветником .
В первые времена инквизиции не существовало прокурора , обязанного
обвинять подозреваемых лиц ; эта формальность выполнялась словесно
инквизитором после заслушания свидетелей ; сознание обвиняемого служило
обвинением и ответом . Если обвиняемый признавал себя виновным в одной
ереси , напрасно уверял он , что он не виновен по отношению к другим
; ему не разрешалось защищаться , потому что преступление , за которое
он был предан суду , было уже доказано . Его спрашивали только , расположен
ли он сделать отречение от ереси . Если он соглашался , то его примиряли
с Церковью . В противном случае он объявлялся упорным еретиком и предавался
казни . Если обвиняемый отрицал обвинение , ему выдавали копию судебного
дела ; но этот документ был неполным : в нем были опущены имена доносчиков
и свидетелей , а также те обстоятельства , которые помогли бы ему
их обнаружить . Вначале папы предоставляли на усмотрение инквизиторов
допускать или отказывать в этом сообщении обвиняемым ; но большое
количество досадных случайностей заставило верховных первосвященников
запретить их раз и навсегда . Впрочем , обвиняемые ходатайствовали
об этом редко , потому что при этом не допускалось отвода ни по какому
другому мотиву , кроме сильной вражды . Обвиняемому также разрешалось
апеллировать к папе относительно действий трибунала и принятых инквизитором
мер . В инквизиционном трибунале не было правильного ведения дела
, и судьи не определяли срока для установления улик . После ответа
и защиты обвиняемого приступали без отсрочки и без всякой формальности
к разбору дела инквизитором . Если обвиняемый отрицал преступление
, хотя и был в нем уличен , его подвергали пыткам . Отречения происходили
в том самом месте , где инквизитор устроил свою резиденцию , иногда
в епископском дворце , в монастыре доминиканцев или в самом помещении
, занимаемом инквизитором . Но обыкновенно это происходило в церквях
, служащих для аутодафе . В воскресенье , предшествующее этому своего
рода торжеству , во всех церквях города объявляли день , когда оно
должно было состояться , и предлагали жителям присутствовать на проповеди
, которую инквизитор должен был произнести о католическом учении .
В назначенный день духовенство и народ собирались вокруг эстрады ,
где обвиняемый в легком подозрении помещался стоя , с обнаженной головой
, чтобы быть у всех на виду . Служили мессу , и инквизитор , прервав
божественную службу после чтения апостола , произносил проповедь против
ересей , которые были причиной церемонии этого дня . После сильного
их порицания он заявлял , что тот , кого видят на эшафоте , находится
в легком подозрении во впадении в эту ересь ; чтобы доказать это всем
, инквизитор сообщал о действиях , составляющих содержание процесса
, и кончал свое сообщение словами , что виновный готов сделать отречение
и что для этого отданы все нужные распоряжения . После этого обвиняемому
подносили крест и Евангелие и заставляли его читать свое отречение
, которое он должен был подписать . Затем инквизитор давал ему отпущение
, примирял его с Церковью и накладывал наказания и епитимьи , которые
считал полезными . Когда подозрение в ереси было очень сильное , в
воскресенье или праздничный день устраивалось аутодафе . В этот день
не позволялось произносить проповеди ни в одной церкви , чтобы стечение
народа было наибольшим . Виновного предупреждали , что в случае нового
впадения в ересь он будет казнен . Отчет о вменяемых ему действиях
и словах читался секретарем , а инквизитор возвещал , что осужденный
расположен просить примирения с Церковью . Если виновный был заподозрен
в крайней степени , с ним обращались как с еретиком : его заставляли
носить в церкви одежду кающегося , сделанную из обыкновенной материи
темного цвета , с нарамником без капюшона и двумя нашитыми крестами
из желтого сукна ; каждый крест имел три ладони в длину и две в поперечнике
. При этом соблюдались те же церемонии , какие совершались при допущении
к примирению формального еретика . Если обвиняемый был нераскаянным
еретиком , он присуждался к релаксации . Но никогда не доводили дело
до аутодафе , не попробовав в течение долгого времени обратить его
и привести к единению с католической Церковью всеми средствами , которые
могла внушить опытность в этом деле . Его сажали в тюрьму , но допускали
родных и друзей , чтобы те беседовали с ним , а также сам епископ
и инквизитор приходили к обвиняемому и убеждали его вернуться в лоно
Церкви . Хотя он выражал в своем упорстве самое сильное желание поскорее
быть сожженным , инквизитор на это никогда не соглашался ; наоборот
он удваивал доброту и кротость , удалял все , что осужденному могло
внушать ужас , и старался уверить его , что , обратившись , он избегнет
смерти , лишь бы только он снова не впал в ересь , что и бывало в
действительности , так как накануне аутодафе релаксация заменялась
пожизненным тюремным заключением . Если несчастный еретик был рецидивистом
, то напрасно он объявлял о своем решении вернуться к вере ; ему было
невозможно избежать смертной казни ; единственною милостью , которую
ему оказывали , было избавление от мук костра : после исповеди и причастия
его удушали руками палача и бросали в огонь его труп . Приговоры ,
выносимые инквизиторами , налагали на виновных штрафы и личные наказания
: полная или частичная конфискация имущества , пожизненное или временное
тюремное заключение , изгнание или ссылка , бесчестие , потеря должности
, почестей , звания и т.д. Виновные , которые делали отречение как
тяжко заподозренные в ереси , никогда не приговаривались к пожизненному
заключению - срок этого наказания был ограничен . Если подозрение
было очень сильно , обвиняемый присуждался к тюрьме до конца своих
дней , но инквизиторы могли сократить этот срок , когда опытность
позволяла им верить , что узник раскаивается полностью . Если же предметом
отречения была формальная ересь , то назначалось непременно пожизненное
заключение . Среди наказаний надо считать наказанием ношение одежды
кающегося , известной в Испании под названием санбенито , что является
искажением слова saco bendito ( благословенный мешок ) . Настоящее
его название по - испански было самарра . Первое название сделалось
общенародным , потому что со времен евреев мешком называли покаянную
одежду . До XIII века обычно освящали мешок , который должны были
носить лица , присужденные к публичному покаянию , и это дало мешку
название благословенного . Еретик , присужденный к произнесению отречения
, являлся публично в церковь каждое воскресенье и каждый праздник
в одежде кающегося и с розгами в руках , чтобы между чтением Апостола
и Евангелия священник бил его ими , сообщая всему народу то прегрешение
, за которое кающийся был приговорен к этому наказанию . Кроме того
, его лишали употреблять мясо и всех прочих животных продуктов в течение
остатка его дней , а также обязывали соблюдать посты три раза в год
, не позволяя питаться рыбой , а только травами и овощами . Таким
образом питание его было сведено к хлебу , воде и фруктам . Брат Филипп
де Барберис , инквизитор королевства Сицилии , прибыл в Севилью в
1477 году , чтобы получить от Фердинанда и Изабеллы подтверждение
дарованной в 1233 году императором и королем Фридрихом II сицилийской
инквизиции привилегии , в силу которой инквизиторы вступали в обладание
трети имущества осужденных еретиков . Изабелла подтвердила эту привилегию
в Севилье 2 сентября 1477 года , а Фердинанд сделал это в Херес -
де - ла - Франтера 18 октября того же года . Барберис из рвения к
интересам папы и в качестве должностного лица инквизиции постарался
убедить короля , что христианская религия извлечет большие выгоды
из святого трибунала благодаря страху , который внушали ее судебные
приговоры . Альфонсо де Охеда , приор доминиканского монастыря в Севилье
, горячо советовал учредить в Испании святую инквизицию против христиан
, которые отпадали от веры , чтобы вернуться к иудаизму . Тогда начали
распространять молву , что во многих местах королевства новохристиане
вместе с некрещеными евреями издеваются над иконами Иисуса Христа
и даже распинают христианских детей . Фердинанд V был особенно расположен
принять инквизицию . Она ему представляла легкую возможность увеличить
свои сокровища посредством конфискации громадных богатств , принадлежащих
евреям , и тем самым получить преимущество перед другими королями
для исполнения своего намерения о помощи папе . Единственным препятствием
был отказ королевы Изабеллы ( в связи с мягкостью ее характера ) .
Однако , Изабелла поддалась представлениям своего совета и поручила
своему послу Франсиско де Сантильяну , епископу Осмы , ходатайствовать
от ее имени перед римской курией о булле для учреждения в Кастильском
королевстве трибунала инквизиции . Интересно , что население королевства
Кастилия с таким недовольством встретило учреждение у них инквизиции
, что когда инквизиторы прибыли в Севилью и показали свои мандаты
и королевский приказ , им оказалось невозможно собрать небольшое число
людей и получить другие средства , в которых они нуждались , для того
, чтобы приступить к исполнению своих обязанностей . Инквизиторы учредили
свой трибунал в доминиканском монастыре Св . Павла в Севилье , и 2
января 1481 года был обнародован первый акт их юрисдикции в виде эдикта
, объявлявшего , что на основании дошедшего до них сведения об эмиграции
новохристиан ( они переселились на земли герцога Медина - Сидонии
, маркиза Кадиса и некоторых других частных владельцев , т.к. воспротивились
вслед за другими жителями Севильи к принятию инквизиции ) они повелевают
маркизам , графам , грандам Испании и другим дворянам Кастильского
королевства схватить их в двухнедельный срок , выслать беглецов под
конвоем в Севилью и наложить секвестр на их имущество. Средства ,
столь пригодные для умножения числа жертв , не могли не произвести
ожидаемого от них эффекта . Поэтому трибунал начал вскоре свои жестокие
экзекуции . 6 января 1481 года он приказал сжечь шесть осужденных
, 26 марта того же года семнадцать , 4 ноября - двести девяносто восемь
. Большое количество осужденных вынудило префекта Севильи построить
на поле , называемом Таблада , постоянный каменный эшафот , известный
впоследствии под названием Кемадеро ( площадь огня ) и на котором
воздвигались четыре большие каменные статуи четырех пророков . Среди
мероприятий , к которым привело новое рассмотрение буллы от 2 августа
1483 года , надо считать декрет , предписавший инквизиции принять
форму постоянного трибунала , с главой , которому были подчинены все
инквизиторы вообще и каждый из них в отдельности . Эта должность была
предоставлена Томасу Торквемаде . Торквемада создал сначала четыре
подчиненных трибунала - для Севильи , Кордобы , Хаэна и Вилья - Реаля
. Четвертый трибунал был вскоре перенесен в Толедо . Затем Торквемада
позволил доминиканцам приступить к исполнению их обязанностей в различных
епархиях кастильской короны . Тем временем Фердинанд создал королевский
совет инквизиции , законным и пожизненным председателем его назначил
главного инквизитора . Эта организация предоставляла советникам право
решающего голоса во всех делах , подсудных гражданскому праву , и
только совещательного голоса в делах , принадлежавших церковной власти
, которую , в силу апостолических булл , был облечен один Торквемада
. Торквемада поручил своим двум асессорам составить основные законы
для управления нового трибунала . Он созвал общее собрание , составленное
из инквизиторов четырех учрежденных им трибуналов , из своих двух
асессоров и из королевских советников . Эта хунта произошла в Севилье
, и 29 октября 1484 года под именем инструкций на ней обнародовали
первые законы испанской инквизиции ( дабы совсем не навести скуку
, я не буду вдаваться в подробности этих законов ) . Томас де Торквемада
умер 16 сентября 1498 года . На основании старинных рукописей можно
говорить , что в первый год инквизиции в Севилье сожгли две тысячи
человек и семнадцать тысяч подверглись публичному покаянию . Историк
того времени Андрес Бернальдес пишет , что с 1482 по 1489 год в Севилье
было сожжено семьсот человек и более пяти тысяч подверглись епитимьям
. В 1524 году на здании севильской инквизиции поместили надпись ,
из которой явствует , что со времени изгнания евреев , происшедшего
в 1492 году , до этого года было сожжено около тысячи человек и более
двадцати тысяч было присуждено к епитимьям . Усердие Торквемады не
ограничивалось преследованием людей : он гнал и книги , например в
1490 году он велел сжечь несколько еврейских Библий , а впоследствии
более шести тысяч книг на аутодафе в Саламанке , под предлогом того
, что они были заражены иудаизмом или пропитаны колдовством . Интересный
факт истории : почти за сорок лет до этого другой доминиканец , по
имени брат Лопе де Барриентос , духовник кастильского короля Хуана
II , уничтожил библиотеку дона Энрике Арагонского , принца королевской
крови , невзирая на высокое положение этого вельможи , который был
родственником короля . Кстати , этот священник в награду за издевательство
над кузеном был назначен епископом Куэнсы . Не следует удивляться
, что инквизиция не останавливалась перед тем , чтобы преследовать
ученых , чиновников и святых : ведь она даже не страшилась нападать
на государей , принцев и грандов . Подробнее об этом , а также о важнейших
датах истории инквизиции Испании вы можете ознакомиться в следующих
разделах . Также там вы найдете краткий " словарь " слов
и выражений языка святого трибунала .
***
Используйте
"Выбор страницы" для перемещения по разделам "Шум времени":
|